Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Дорога к храму

«Попечительство Святой Ксении Петербургской» — общественная организация, задача которой — восстановление храма Светлого Христова Воскресения у Смоленского кладбища.

Председателем Попечительского Совета общественной организации является Иван Сергеевич Арцишевский,
директором — Нина Львовна Арцишевская .

Попечительство Святой Ксении Петербургской

 

«Попечительство Святой Ксении Петербургской» было создано в 2002 году, тогда же  началось восстановление храма которое ведется, в основном, силами верующих. Федеральный бюджет так и не смог выделить финансовые ресурсы, а город выделил порядка 15 млн рублей, которые были потрачены на проектные работы (прямое финансирование). Но чудесным образом появляются спонсоры и  большое число верующих, готовых жертвовать на храм. Именно, силою их доброй волей встает из пепла один из красивейших храмов Санкт-Петербурга. Живущий в Копенгагене князь Димитрий Романович Романов, праправнук Императора Николая I, подарил храму бетономешалку, которая используется сегодня для работ по внутренней отделки храма. Кроме бетономешалки, Димитрий Романович передал храму семейную икону, которая займет достойное место в храме после окончания основных работ.

 

История храма Светлого Христова Воскресения  у Смоленского кладбища

В 1857 году на Смоленском кладбище отвели новый большой участок у Малого проспекта. На нем решено было выстроить третью кладбищенскую церковь. Проект Успенской церкви, составленный Д.И. Гриммом, воспроизводил в уменьшенном виде царьградский храм святой Софии. В 1884 году проект был утвержден, но средств на постройку собрать не удалось.

Через пятнадцать лет вернулись к идее постройки нового храма, но место для него на этот раз было определено близ главного входа на кладбище, между Камской улицей и рекой Смоленкой. Настоятель Смоленской церкви протоиерей Алексей Иоанович Сперанский поручил архитектору В.А. Демяновскому создать новый план в стиле «нарышкинского» барокко. 16 июля 1901 года чин основания этого трехпредельного храма был совершен Высокопреосвященным Антонием, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Строительство, несмотря на сложные задачи, длилось всего два года.

Храм до восстановления

Храм до восстановления

 

Идет восстановление храма

Идет восстановление храма

16 и 30 июня 1903 года освящены боковые приделы: «Всех святых» (левый) и иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (правый), а 2 мая 1904 года настал черед главного придела, освященного во имя Воскресения Христова. При создании проекта храма архитектор вдохновлялся образом церкви Успения на Покровке — шедевра московского бароккоо ХVII века (уничтожение этого храма в 1930 году — невосполнимая потеря для отечественной культуры), построенной в так называемом «нарышкинском» стиле. Этот стиль — отголосок западноевропейского барокко был занесен на русскую почву немецкими, голландскими и итальянскими мастерами.

По наружному виду Воскресенский храм имел форму корабля, увенчан над серединою одной большой главой и двумя малыми над приделами. Стройный восьмерик двухярусного барабана с золоченой маковкой-короной, высился над массивным четвериком с просторными папертями-гульбищами. Архитектору удалось стилизовать живописную мощь и яркость фантастичекого узорочья кирпичной кладки с белокаменным резным декором, покрывавшим стены, подобно тончайшему кружеву.

Отпевание А. Блока

Храм состоял из трех самостоятельных, изолированных одна от другой церквей, что давало полную возможность совершать богослужение одновременно во всех трех церквах. Общая ризница с самостоятельным выходом обслуживала все три алтаря (под ней была запасная кладовая). Пол храма был приподнят над землей на 2,5 аршина и устроен из метлахских двухцветных плиток. Под храмом существовал колумбарий на 176 гробов, расположенных в два яруса. Колумбарий имел двойное перекрытие бетонными плитами, проветривался. Две галереи с севера и юга предназначались для соединения трех храмов и предоставления теплых выходов в них. В храме было паровое отопление низкого давления, устроенное с таким расчетом, что при наружной температуре воздуха — 25 ° С, внутри температура была + 15 ° С. Для сооружения храма употреблялись материалы лучшего качества. Своды в храме были трех типов. Главный храм имел эллиптическое покрытие. Барабан был увенчан шаровым сводом. Малые церкви перекрывались сомкнутыми сводами, направляющая коих — эллипс. Галереи и ризница имели коробовые своды из бетона с распалубками. Внутри храм был оштукатурен, имел лепные украшения. Главки были вызолочены червоным золотом, остальные покрытия выкрашены в серый цвет масляными красками. Двери сделаны из дуба, покрытые воском. Над всеми входными дверями, в металлических рамах висели большие иконы писаные А. Новоскольцевым: Спасителя благословляющего, Нерукотворного Образа несомого и сопровождаемого ангелами, Воскресения Лазаря и Богородицы «Утоли моя печали». Все три иконостаса были вырезаны в мастерской П.С. Абросимова по рисункам и шаблонам архитектора В.А. Демяновского, в строгом, «нарышкинском» стиле, с богатым золоченым орнаментом. Образа для иконостасов написал академик А.Н. Новоскольцев. Алтарь украшала мозаика по эскизу В.М. Васнецова. Люстры в храме были из литой золоченой бронзы.

Установка нового креста

Установка нового креста

Храм Воскресения Христова строился как церковь-усыпальница. В нем, в частности, был в 1911 году похоронен известный историк и публицист М.М. Стасюлевич. В этой церкви 10 августа 1921 года отпевали Александра Блока.

Трагична судьба храма Воскресения Христова после революции. Он был закрыт в 1930 г. и передан под общежитие. В 1977 г. в обезображенном здании решили устроить насосную станцию. В ходе работ были сломаны своды в подвале и сделаны металлические конструкции. Только в 1989 г. работы были остановлены и в 1991 г. храм передан Церкви.

 

Наши реквизиты:

 

 

 

 

 


Комментарий ( 3 )

Хотите что-то добавить?

  1. Татьяна 04.09.2016 Reply

    Добрый день, как сделать пожертвование, где реквизиты?

  2. Михаил 08.12.2013 Reply

    В вашем храме уже ведутся художественные работы?

    • Александра 18.12.2013 Reply

      На данном этапе восстановления в Храме ведутся внутренние строительно-ремонтные работы по подготовке поверхности стен. О декоративно-художественной отделке говорить пока рано.

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.