Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Бесполезные подарки обесценивают деньги

неудачный подарокКак известно, дорог не подарок — дорого внимание. Руководствуясь этой (кстати, не всегда однозначной) народной мудростью, миллионы людей дарят друг другу на Новый год сувениры. Но на вопрос, хотели бы они сами получить в подарок сувенир, абсолютное большинство отвечает отрицательно. То есть мы тратим деньги практически впустую.

А согласно теории американского экономиста  Джоэля Вальдфогеля, это приводит к обесцениванию средств. Он изучал процесс подготовки к рождественским праздникам несколько лет, и в результате написал книгу «Скрудженомика: почему не надо покупать подарки». Подготовку к праздникам Вальдфогель назвал безумствами, предшествующими неумеренным застольям в семейном кругу.

В России подарки дарят на Новый год (традиция рождественских подарков была прервана после революции, а потом восстановлена, но подарки стали уже новогодними. К тому же православное Рождество оказалось после Нового года, что добавляет свои сложности). Но в целом в нашей стране картина точно такая же, как и в Америке.

Основываясь на экономической теории, Вальдфогель пишет, что, покупая что-то для себя, человек уверен в том, что его покупка стоит заплаченных денег. Но, делая подарок, человек часто имеет самое смутное представление о желаниях и вкусах получателя. В результате для одаряемого подарок стоит гораздо меньше, чем для дарителя.

Конечно, не все подарки — пустая трата денег (если исходить из соотношения из стоимости и полезности). Обычно для близких людей, с которыми тесно общаемся (родных и друзей), мы выбираем «правильные» подарки. Как пишет Вальдфогель, подарки от родных братьев и сестер несут в себе минимальные потери — менее 1 цента на каждый потраченный доллар. Неплохо выбирают взаимные подарки супруги, а родители обычно догадываются о пожеланиях своих детей.

Но вот подарки, которые делают племянникам тети и дяди, как утверждает автор, «приносят» только 75–86 центов «пользы» на потраченный доллар.

Что же делать, если нужно что-то подарить человеку, чьи вкусы нам не особо известны?

Экономисты (на то они и экономисты) советуют дарить деньги. Конечно, далеко не всегда уместно вручать бумажные купюры, но есть альтернатива — подарочные сертификаты. Они год от года становятся все популярнее. Однако Вальдфогель замечает, что и здесь есть «подводные камни»: по статистике, 10% сертификатов не используются — о них просто забывают.

В прошлом году Radio France Internationale (RFI) сообщило незадолго до Рождества, что две трети европейцев при выборе подарков предпочитали полезные вещи. Получить в подарок деньги хотели бы 42% опрошенных, на втором месте по популярности одежда и обувь (36%).

Так что же нам дорого — подарок или внимание?

Безусловно, внимание очень дорого. И хорошо, что есть такие праздники, когда мы имеем законное право сделать подарок кому угодно. Но это внимание выражается вещественно — нередко уродливой статуэткой китайского производства или набором аляповатых кухонных полотенец с восточным символом наступающего года. Причем если человек собирает китайские статуэтки — подарок окажется «полезным», но если он любит книги или кактусы — он не будет рад ни подарку, ни вниманию.

Такие случайные, купленные в последний момент подарки получать неприятно и немного обидно. Фактически получается, что вместо внимания подарок выражает безразличие или даже неуважение — мол, ему (получателю) и такое сойдет, незачем особо заморачиваться с выбором….

По данным ВЦИОМ в 2009 году получить на Новый год мягкую игрушку мечтал только 1% наших граждан, а собирались ее подарить целых 23% населения…

Давайте не будем забывать о главном назначении подарка: доставить человеку радость, большую или маленькую. И пусть все наши подарки будут полезными и обрадуют адресатов — и полученные, и подаренные. С наступающим Новым годом вас, друзья!

Центр этикета «Европейский формат»

Фото с сайта www.thefrisky.com

Метки:

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.