Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Деловой этикет: 12 распространенных ошибок

Наверное, нет таких представителей современного бизнеса, которые не читали бы хоть раз литературу по этикету, не интересовались правилами делового общения, искусством создания имиджа, тонкостями делового протокола и т.п.

Но как показывает опыт, одно дело – прочитать правила, а совсем другое – применять их на практике. К сожалению, прочитанное легко забывается, особенно в стрессовой ситуации — а деловой этикет требует корректного, вежливого и сдержанного поведения. Вот какие распространенные ошибки встречаются в повседневном деловом общении:

  1. Небрежное приветствие – через плечо, не глядя в глаза – считается невежливым. Вообще при разговоре, особенно с человеком более высокого статуса, полагается развернуться к собеседнику всем корпусом. При рукопожатии тоже надо смотреть в глаза.
  1. «Непрофессиональное» рукопожатие – слишком сильное или слишком слабое, слишком долгое или короткое, слишком согнутой в локте рукой или чересчур прямой и т.п. Нередко дамы, жеманясь, подают только кончики пальцев или расслабленную кисть руки (в народе такое рукопожатие называют «дохлой рыбой»). Это только так кажется, что пожимать руку просто – в нужный момент все прочитанные правила вылетают из головы. По рукопожатию можно многое сказать о человеке, это «визитная карточка» личности, поэтому стоит потренироваться правильно пожимать руку.
  2. Нарушение порядка представления. Как известно, человека «младшего» по статусу представляют старшему. Но нередко сотрудник считает своего руководителя «старшим» и представляет ему клиента. Это неправильно: при общении с клиентом именно клиент всегда является «старшим».
  3. Представление только по имени. Представляясь (и представляя одного человека другому), следует обязательно называть имя (или имя и отчество) и фамилию.
  4. Неприлично заставлять посетителя ждать, если время его визита назначено заранее. Но даже если гостя приняли сразу, при встрече в кабинете тоже часто совершают ошибки. Вот что говорит деловой этикет: хозяин должен встать, выйти из-за стола, поздороваться с вошедшим и предложить ему сесть – сразу, а не после того, как хозяин кабинета вернется на свое место. Причем начинать разговор и что-то обсуждать до того, как гость сел – тоже нарушение этикета.
  5. Опоздание на деловые заседания и встречи, а также неподготовленность к ним. Не все считают нужным соблюдать этикет, быть пунктуальными и корректными по отношению к коллегам. Деловые отношения превращаются в подобие семейно-дружеских, где можно позволить себе опаздывать, нарушать сроки выполнения работы, одним словом – расслабиться и вести себя «по-домашнему». Но опоздания – это проявление неуважения к окружающим, а также демонстрация ненадежности и непрофессионализма.
  6. Слишком много вопросов на деловом заседании. Конечно, не стоит сидеть молча, думая «о своем», демонстрируя отсутствие интереса к теме обсуждения. Но 10, 20, 30 вопросов – это явный перебор. Такого сотрудника заподозрят в несамостоятельности, неспособности принимать решения, незнании вопроса и просто в глупости и занудстве.
  7. При деловой беседе не стоит сидеть «нога на ногу», и особенно – задирать ботинок «верхней» ноги на уровень «нижнего» колена.
  8. На переговорах: неуместное вмешательство третьих лиц в процесс делового общения. Нередко деловые совещания в самый ответственный момент прерываются посторонними – например, водителями, секретаршами, охранниками, коллегами, женами – причем без особой необходимости.

Это же правило относится и к телефонным звонкам. Приоритет всегда должен быть отдан тому, с кем вы в данный момент разговариваете – поэтому во время «очной» беседы не стоит отвечать на телефонные звонки (в крайнем случае – извиниться, ответить на звонок и перенести разговор на другое время). Особенно важно это во время деловой встречи. Точно так же невежливо прерывать человека, говорящего по телефону.

  1. Чрезмерные выражения благодарности. Конечно, необходима разумная вежливость и корректность. Но бесконечные «спасибо» и «вы так любезны» в деловом общении переводят вас в подчиненное положение, в разряд «просителей».
  2. Неуважение к личному пространству коллег. Нельзя класть свои вещи на чужой рабочий стол, а также брать без спросу чужие – бумагу, канцелярские принадлежности, личные вещи, чай и кофе и т.п. Нельзя просматривать материалы на чужом столе или в шкафу в отсутствие и без разрешения хозяина.
  3. Загромождение своего стола личными вещами.

Иван Арцишевский

Метки: , , ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.