Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Деловой этикет: ни-ха-чу, или как правильно отказывать

say no1Это целое искусство – отказать правильно. Мы все прекрасно умеем быть любезными, говорить приятные слова и комплименты, но сказать «нет», особенно тем, с кем живем или работаем бок о бок, невероятно сложно. Многие из нас бывали в ситуациях, когда согласиться выполнить чью-то просьбу нет желания или возможности, а отказаться – как-то неудобно.

Есть люди, которые вообще не умеют говорить «нет» и исполняют все просьбы подряд в ущерб себе. Такая безотказность обычно сильно усложняет им жизнь.  Однако они боятся разрушить свой образ безотказного и надежного человека, а кроме того, получают с этого определенные дивиденды: им доверяет руководитель, любят коллеги, они чувствуют себя нужными и незаменимыми…

Однако не стоит забывать, что хорошее отношение со временем превращается в паразитизм. Человек, который делает все, что попросят, редко вызывает уважение. Поэтому даже из этих соображений на некоторые просьбы все же стоит отвечать отказом.

Но чтобы трезво оценить ситуацию, надо самому себе ответить на несколько вопросов: во-первых, кому это надо? Если от вашего положительного решения зависит работа всей компании, просьбу стоит выполнить, даже если это не входит в ваши обязанности. Кроме того, руководство фирмы обычно не забывает тех, кто проявил трудовой героизм.

Второй вопрос: а могу ли я вообще отказать просящему?

 Третий: что я получу, выполнив просьбу, или что потеряю, не выполнив ее. Человек, который готов помочь другому, получает в ответ благодарность, хорошее отношение и возможность тоже о чем-то попросить. Отказ в помощи, конечно, отношения может испортить. Но если, по большому счету, все вышеперечисленное вам не нужно – стоит ли соглашаться?

 И четвертый вопрос, который особенно важен в деловой ситуации: что я потеряю, исполнив просьбу? Если это будет в ущерб своей собственной работе, а также здоровью, личным средствам, своей семье – стоит найти вежливый способ отказаться. 

 Главным шагом на пути к умению говорить «нет» является осознание того, что вами нередко просто манипулируют. То есть человек сознательно или интуитивно играет на ваших слабых местах, вынуждая делать что-то в своих, а не ваших, интересах. Один из самых распространенных приемов манипуляторов – вызывать в вас жалость постоянными рассказами о своих несчастьях и проблемах, так что вы скоро почувствуете себя виноватым за собственное благополучие и броситесь на помощь.

 Еще один прием называется «мы же с тобой друзья» — и вы опять не можете не помочь, потому что иначе какой же вы друг? Однако стоит задуматься о том, что настоящий друг вряд ли будет регулярно обращаться к вам с просьбами, которые, как он знает, отнимут у вас время и силы или пойдут вразрез с вашими принципами и интересами.

 С манипуляторами нужно бороться их же методами: на все рассказы о тяжелой доле отвечайте своими рассказами, еще более душераздирающими. Если  регулярно напоминают о дружбе — выразите надежду, что ваш собеседник, как настоящий друг, сам откажется от своей просьбы, и так далее. В этой ситуации истинный манипулятор очень скоро начнет раздражаться, продемонстрирует агрессию и обиду. А такому человеку сказать «нет» уже гораздо проще.

 Итак, как же правильно говорить «нет»?

 Психологи утверждают, что мы часто делаем две основных ошибки при отказе: слишком неопределенный отказ, который можно принять за согласие. Лучше честно (но корректно) сказать, что вы не сможете выполнить просьбу, чтобы человек зря не надеялся и не питал иллюзий. Не пользуйтесь фразами «я подумаю» или «посмотрим». Это отговорки, и рано или поздно принимать решение все равно придется.

 И вторая ошибка – это отказ без всяких объяснений, создающий у просящего впечатление, что вы от него просто отмахиваетесь.

 Вообще, если вы хотите сохранить хорошие отношения, никогда не начинайте свою речь со слова «нет». Скажите, что были бы рады исполнить просьбу, если бы имели такую возможность. И при этом обязательно коротко объясните, почему исполнить ее никак не можете. Существуют разные варианты убедительных причин: отсутствие времени, загруженность работой, неопытность в данном деле. Можно переложить всю ответственность на третьих лиц (например, начальник требует срочно закончить расчет) или сослаться на объективные обстоятельства (например, в этот день вас не будет в городе).

 Если есть возможность, предложите просящему альтернативу – например, вы сделаете то, что он просит, на следующей неделе.

 Важно помнить, что отношения могут испортиться не от слова «нет», а от того, КАК оно будет сказано. Правильный отказ должен состоять из двух частей: собственно отказ и сожаление о невозможности исполнить просьбу. Это смягчит отказ и успокоит нашу собственную совесть.

 Выражать сожаление тоже нужно по определенным правилам: сначала мы выражаем сопереживание, например: «я понимаю, насколько для вас это важно». А потом – свое отношение к ситуации: «мне так жаль, что я не могу этого сделать для вас».

 Одним словом, если вы твердо решили не выполнять просьбу, говорить следует вежливо, аргументировано, категорично и с сожалением. А если проситель все-таки настаивает на своем – снова скажите «нет» и снова выразите сожаление.

 Центр эффективных коммуникаций Ивана Арцишевского


Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.