Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Русское дворянское воспитание. Часть II

duel-2Русский аристократ XIX века – это совершенно особый тип личности. Весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик – несли на себе  отпечаток определенной культурной традиции. Именно поэтому современному  человеку так трудно его «изобразить»: подражание лишь внешним  особенностям поведения выглядит нестерпимо фальшиво.

Стимулом жизни дворянина являлась честь, поэтому все поведение человека было ориентировано не на результаты, а на принципы. То есть следовало думать об этическом значении поступка, а не о его практических результатах.

На первый взгляд воспитание, построенное на таких принципах, кажется совершенно безрассудным. Оно не только не вооружает человека качествами, необходимыми для преуспевания, но объявляет эти качества постыдными.

Все дело, однако, состоит в том, как понимать жизненный успех. Если в это понятие входит не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека – чистая совесть, высокая самооценка и проч., то дворянское воспитание предстает не таким непрактичным, как кажется.

Готовясь к жизни в свете, дворянский ребенок должен был приучаться выражать любые чувства в сдержанной и корректной форме. С. Л. Толстой (сын Л.Н. Толстого) вспоминал, что самыми серьезными проступками детей в глазах их отца были «ложь и грубость», независимо от того, по отношению к кому они допускались – к матери, воспитателям или прислуге.

Так как честь  являлась основой жизни, от человека требовалось немалое самообладание. Например, следовало уметь подавлять в себе эгоистические интересы (даже вполне понятные и объяснимые), если они приходили в противоречие с требованиями  долга.

Этические нормы тесно соприкасались с этикетными: умение скрывать от посторонних глаз «мелкие досады и огорчения» считалось обязательной чертой воспитанного человека. Поэтому дворянского ребенка с раннего детства приучали превозмогать по мере сил страх, отчаянье и боль и стараться не показывать, как это трудно.

Внешняя сдержанность и самообладание естественно увязывались с обостренным чувством собственного достоинства, с уверенностью в том, что демонстрировать свое горе, слабость или смятение – недостойно и неприлично.

Готовность рисковать жизнью для того, чтобы не потерять честь, требовала немалой храбрости, а также честности и привычки отвечать за свои слова. Нельзя было просто демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения: это считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов.

Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слов и, в особенности, «честного слово». Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль.

Дуэль как способ защиты, несла еще и особую функцию: утверждала некое дворянское равенство, не зависящее от чиновничьей и придворной иерархии.

(Окончание следует)

(Выдержки из книги О.С. Муравьева. Как воспитывали русского дворя­нина. ­СПб., 2001.)

Центр эффективных коммуникаций Ивана Арцишевского

Метки: ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Комментарий ( 1 )

Хотите что-то добавить?

  1. Елизавета 06.04.2015 Reply

    Очень интересная статья, где можно прочитать первую часть?

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.