Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Эффективное общение: 10 правил для взаимопонимания и комфорта

Мы начинаем общаться с самого рождения: сначала с родителями, потом этот круг расширяется: друзья, учителя, продавцы, начальство, дети, коллеги, клиенты… Кому-то общение дается легко, кажется, что человек родился с необходимыми навыками и умениями. Другим – если этого требует их работа – приходится учиться.

Эффективное общение должно быть продуктивным и комфортным для обоих собеседников. Это не просто передача информации – это умение быть «на одной волне» с собеседником, заинтересовать его. Умение слышать и слушать, излагать свои мысли ясно, грамотно и логично, не забывая о невербальной составляющей разговора. Одним словом, правильное общение должно быть одновременно полезным и приятным.

Мы много раз говорили о том, что этикет основан на взаимном уважении людей друг к другу. Но взаимное уважение – это тоже правило эффективного общения, причем самое главное правило.

Таким образом, этикет нужен для того, чтобы наше общение было эффективным. Можно составить список простых, базовых правил, которые помогут нам лучше понимать друг друга, сделают общение гармоничным и продуктивным.

  1. Дистанция: не подходите слишком близко (это вызывает дискомфорт, неловкость и стресс), но и не стойте слишком далеко: среднее расстояние при деловом разговоре – около 1,5 м.
  2. Смотрите в глаза собеседнику: человек, который постоянно отводит взгляд, вызывает недоверия и раздражение. (Конечно, не стоит неотрывно таращиться на собеседника – для комфортного общения стоит смотреть в глаза друг другу примерно 2/3 всего времени разговора. При этом оптимальная продолжительность взгляда около 10 секунд).
  3. Повернитесь всем телом к собеседнику: говорить «через плечо», «вполоборота» или вообще повернувшись спиной – невежливо. Во всяком случае, лицо должно быть обращено к собеседнику: взгляд искоса – не для делового общения.
  4. Следите за жестикуляцией: наши жесты могут выразить гораздо больше, чем слова, и продемонстрировать истинное отношение к ситуации. Есть особые жесты, демонстрирующие искренность и доверие: например, раскрытые ладони рук (и наоборот – кисти рук, спрятанные подмышки или сжатые в кулаки, говорят о недоверии, напряжении, неискренности). Не жестикулируйте слишком бурно, но и не сидите как каменная статуя.
  5. Приветствие – ваша «визитная карточка», после приветствия о вас уже складывается определенное впечатление («он очень приятный человек» или «какой-то он неприветливый, надутый и вообще противный»). Нужно правильно выбрать слова приветствия, тепло улыбнуться, вести себя дружелюбно и естественно.
  6. Рукопожатие – единственное «законное» прикосновение при общении людей, не имеющих близких, дружеских или родственных отношений. Оно должно быть умеренно крепким, уверенным и свободным.
  7. Будьте внимательным слушателем: кивайте, слушая собеседника, задавайте вопросы по поводу услышанного, резюмируйте сказанное. Для человека очень важно знать, что его услышали и поняли.
  8. Критикуйте правильно: сначала нужно найти положительные стороны в действиях критикуемого и похвалить его, а затем четко высказать претензии и обязательно выслушать ответ.
  9. Принимайте критику правильно: спокойно, не оскорбляясь – это дает возможность расти и меняться.
  10. Говорите собеседнику комплименты – это очень улучшает отношения. К сожалению, многие из нас не умеют или стесняются произносить комплименты, а еще большее число людей не умеют их принимать. Говорите комплименты как можно чаще, и мужчинам, и женщинам – навык достигается тренировкой.

Иван Арцишевский 

Метки: , , ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.