Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Этикет в британском пабе

Что такое паб?

британский паб«Паб» (pub) — это сокращение от Public House. Владелец питейного заведения каждый день как бы устраивает у себя вечеринку для всех желающих — поэтому владельцев пабов иногда называют host (хозяин).

Британский паб – это не просто бар, кафе или пивная. Паб – это центральная часть английской жизни и английской культуры вообще. 75 % населения Британских островов ходит в пабы, и более трети из них – постоянные посетители, посещающие паб как минимум раз в неделю. Для многих это второй дом.

В пабах можно встретить представителей любого общественного класса, возраста, уровня образования и любой мыслимой профессии. Там есть свои правила, обычаи и традиции, складывавшиеся веками. Словом, невозможно понять суть английского менталитета, не проведя в пабе достаточное количество времени, и, наоборот, вполне возможно, вообще не выходя из паба.

Правило общительности

Англичан принято считать людьми холодными, сдержанными и малообщительными, особенно с незнакомыми. Но у барной стойки в пабе обычные правила «privacy» (неприкосновенности частной жизни) отменяются:  паб – одно из немногих мест в Англии, где можно завязать разговор с абсолютно незнакомым человеком, и это будет уместным и нормальным.

В пабах нет официантов – это обычно удивляет иностранцев. Они по привычке садятся за столик и ждут, когда их обслужат. Но в этом тоже есть скрытый смысл: правило общительности действует только у стойки, поэтому необходимость подойти к стойке и купить выпивку дает англичанам ценную возможность для социального контакта. А наличие официантов изолировало бы друг от друга людей за разными столиками. Гораздо легче вступить в разговор в ожидании напитков у барной стойки, чем влезать в беседу людей за соседним столиком.

Однако «правило общительности» действует только около барной стойки и (в меньшей степени) для ближайших столиков. Дальние столики считаются «приватными».

Правило невидимой очереди

Барная стойка – это единственное место в Англии, где продажа осуществляется без формирования очереди. Вообще англичане автоматически выстраиваются в очереди — на автобусных остановках, у касс магазинов, киосков с мороженым, у лифтов и вообще на всех входах и выходах. Но только не в пабе: здесь они бессистемно скапливаются вдоль стойки.

Дело в том, что здесь очередь тоже есть, только она невидимая. И персонал, и посетители знают, кто за кем стоит: у барменов исключительно хорошая память.

Правило пантомимы

Как привлечь внимание бармена? Конечно, персонал старается обслужить всех вовремя, но иногда нужно дать знать, что вы ждете обслуживания. Этикет паба требует, чтобы это было сделано без слов, без малейшего звука и не прибегая к помощи очевидной жестикуляции.

Главная задача – установить зрительный контакт с барменом. Но звать его не полагается, также как и постукивать монеткой по стойке, щелкать пальцами и махать рукой. Допустимо подать знак бармену, что кто-то дожидается обслуживания, держа в руке деньги или пустой бокал. Этикет здесь очень точен: разрешено упереться локтем о стойку и держать в руке деньги или пустой бокал, но нельзя поднимать руку вверх и махать купюрами или стаканом.

Правило пантомимы требует выражения ожидания, надежды и легкого беспокойства на лице. Если клиент выглядит слишком довольным, бармен может посчитать, что он или она уже получили выпивку. Те, кто находятся в ожидании, должны оставаться начеку и не спускать глаз с бармена. Как только зрительный контакт достигнут — вы быстро вскидываете брови и улыбаетесь улыбкой, полной надежды: так бармен поймет, что вы ждете. Он ответит на эти сигналы пантомимы улыбкой или кивком головы, поднятым пальцем или рукой или, возможно, похожим движением бровей. Это значит «Я вижу, что ты ждешь, и обслужу тебя как можно быстрее».

Иностранцы обычно считают ритуал подергивания бровями слишком сложным, но он удивительно эффективен. Каждый обслуживается в правильном порядке, без ненужной суеты, шума и споров.

Исключение из правила пантомимы

Однако есть одно исключение из правила пантомимы: некоторые посетители выражают свое нетерпение вслух. Например, “Эй, я дождусь этой чертовой выпивки в ближайшем тысячелетии?” или “Давай шевелись: я здесь стою с прошлого четверга!” и другие вопиющие нарушения правила пантомимы. Но это могут позволить себе только завсегдатаи паба.

Правило заказа и правило вежливости

В Англии принято подходить к стойке и заказывать напитки на всю компанию только одному человеку или максимум двум, в то время как платит всегда кто-то один (почему – будет рассказано позже).

Во-вторых, правильный способ заказать пиво – сказать «Пинту темного (или светлого), пожалуйста». Для пол-пинты принято говорить «Половинку темного (светлого), пожалуйста».

Сказать «пожалуйста» — это очень важно. Иностранцам и новичкам простят ошибки в других частях заказа, но без «пожалуйста» это будет серьезным нарушением этикета. Так же важно сказать «спасибо» (или, в крайнем случае, дать невербальный эквивалент – посмотреть в глаза, кивнуть и улыбнуться), когда передаются напитки и еще раз, когда получаете сдачу.

Вообще это правило действует везде: в магазинах, ресторанах, поездах, автобусах и отелях принято говорить «пожалуйста» и «спасибо». Вежливость всегда обоюдна: бармен или продавец скажет «С вас четыре фунта пятьдесят пенсов, пожалуйста», и добавит «спасибо», когда вы будете передавать деньги. Общее правило состоит в том, что каждая просьба (персонала или покупателя) должна завершаться словом «пожалуйста», а каждое выполнение просьбы требует «спасибо».

Англия может быть зациклена на классовости общества, но это правило вежливости подчеркивает, что культура общения требует не делать различиях в статусах. Неписанные правила требуют вежливого и уважительного обращения к персоналу. Конечно, правило вежливости (как и многие другие) иногда нарушается, но это всегда бросается в глаза и осуждается обществом.

(Продолжение следует)

Центр эффективных коммуникаций Ивана Арцишевского

По материалам книги Кейт Фокс «Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения».

Метки: ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.