Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Этикет в магазине для больших, маленьких и четвероногих

Отношения продавцов и покупателей – такая же вечная тема, как отношения отцов и детей или мужчин и женщин. Существует специальный профессиональный этикет, которому будущих продавцов обучают в учебных заведениях.

Вообще в основе этикета лежит почтительное обращение со старшими: в светской ситуации «старшими» считаются женщины и пожилые люди, а в деловой ситуации старший по должности всегда главнее, независимо от пола и возраста.

Но есть и другая разновидность деловой ситуации: это общение с посетителями и клиентами. В этом случае должность занимает только один из собеседников, а второй – светское лицо, и здесь «старшим» считается именно посетитель или клиент. Однако покупателю (который, как мы знаем, «всегда прав»), так же не стоит забывать о вежливости и уважении при общении с продавцом. Любые отношения, любое общение должно быть основаны на взаимном уважении, доброжелательности и здравом смысле.

Этикет для покупателей

В дверях, при входе в магазин сначала следует пропустить выходящих, а заодно придержать дверь для человека, идущего следом. Нельзя входить в магазин с сигаретой и, тем более, курить там. Нельзя входить с напитками и едой.

Надо ли здороваться с продавцами? Это зависит от того, какой тип магазина (с индивидуальным обслуживанием или с самообслуживанием) вы посетили и в какой ситуации оказались.

Если вы постоянный покупатель и знаете продавца в лицо, принято здороваться. Если вы входите в небольшой магазин или отдел, где нет других покупателей, тоже следует поздороваться (согласно правилу, что первым здоровается входящий). Обращаясь к консультанту в магазине бытовой техники, вежливый человек начнет с приветствия.

Обращаться к продавцу или консультанту можно по имени, если оно написано на бейдже или специальной карточке. Можно обращаться безлично, то есть словами «Будьте любезны…», «Пожалуйста…», «Простите, не могли бы вы…». К молодым людям допустимо обратиться «девушка» или «молодой человек». Но абсолютно недопустим властный тон или обращение на ты.  

Список покупок стоит продумать заранее. Все мы знаем, как раздражает всех стоящих в очереди покупатель, который долго вспоминает, что хотел купить и сколько, просит подать одно, другое, третье, потом отказывается, просит четвертое… Потом долго роется в сумке, достает кошелек, считает деньги… К этому моменту все, стоящие в очереди, уже доведены до белого каления. Берегите свое и чужое время – будьте лаконичны. Если не уверены в своей памяти – составьте дома список нужных покупок.

Отказ от покупки. Если предложенный товар вам не понравился и вы решили его не покупать, надо вежливо отказаться и обязательно поблагодарить продавца. Стоит также извиниться за беспокойство, особенно, если продавец показал вам несколько видов товара. Конечно, демонстрация товара – обязанность продавца, и некоторые считают, что благодарить или извиняться (если ничего не купили) тут не за что. Но вежливость всегда полезна – доброжелательная улыбка и хорошее настроение передаются от человека к человеку и делают нашу жизнь добрее и светлее.

Животные в магазине. Совсем маленьких собачек часто носят в наплечных сумках и появляются с ними везде – в магазинах, кафе, учреждениях и пр. В нашей стране посещение общественных мест вместе с четвероногими питомцами не поощряется (хотя во многих странах это обычная практика – с домашними животными приходят в кафе, рестораны, магазины) В России появление животных в продуктовых магазинах и предприятиях общественного питания нарушает санитарно-гигиенические нормы.

Во всяком случае, даже если охрана пропустила посетителя с собачкой (кошкой, хорьком) за пазухой, владелец животного должен строго следить за его поведением, не уповая на то, что «он же такой маленький, хорошенький и не опасный». Животное может неожиданно вырваться, укусить стоящего рядом человека, напугать или укусить ребенка. Обязанность хозяина – обеспечить безопасность окружающих.

Ни в коем случае нельзя в магазине сажать собачку в тележку для продуктов. У себя дома владелец животного может есть и пить со своей собакой из одной миски, но нельзя сажать собаку туда, куда другие люди будут класть продукты. Это проявление неуважения к окружающим, наплевательское отношение к их здоровью, а также грубое нарушение санитарно-гигиенических норм.

Иван Арцишевский

 

 

Метки: , , ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.