Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Этикет в ресторане: кто первый?

et-v-rest-1Вопросы о ресторанном этикете нам задают часто: кто первый читает меню, кто первый делает заказ, кто предлагает уйти, кто оплачивает счет?

  1. Кто приходит первым?

«Хозяином приема» считается тот, кто приглашал, поэтому в ресторан он должен прийти не просто вовремя, а немного раньше и ждать своих гостей за столиком.

Но что делать гостю, если «хозяин» опаздывает? В этом случае гость может сесть за столик и заказать кофе, минеральную воду или сок. А опаздывающий хозяин приема должен позвонить гостю, извиниться и предупредить о задержке. Также следует, придя в ресторан, еще раз извиниться перед гостем и объяснить причину задержки –и эта причина должна быть ОЧЕНЬ уважительной.

  1. Когда знакомить гостей между собой?

Вообще знакомиться за столом – это нарушение этикета: гостей полагается знакомить между собой до того, как все сядут за стол. Однако на практике это не всегда возможно, так как гости могут приходить по одному. Поэтому гостей нередко представляют друг другу прямо за столом.

  1. Какое место считается самым почетным?

Даму (или особо уважаемого гостя) усаживают на самое почетное и удобное место. Если столик стоит у стены, то это место лицом к залу, а если столик в центре – то лицом ко входу или к окну.

  1. Кто первый читает меню?

Обычно официант приносит несколько меню. В первую очередь его предлet-v-rest-2агают старшей даме (или старшему из гостей в мужской компании), единственное меню тоже сначала подают даме.

  1. Кто первым делает заказ?

Если за столом сидят только мужчины, то первым заказывает приглашенный. Раньше считалось, что дама должна передавать свой заказ официанту через мужчину. Но в наше время, особенно в большой компании, дама свободно заказывает блюда самостоятельно.

  1. Кто первым предлагает покинуть ресторан?

Тот, кто приглашал. На романтическом свидании предлагает уйти мужчина. (Но обратите внимание — только предлагает. А дама может согласиться, а может предложить еще посидеть).

  1. Кто оплачивает счет?

Есть основное правило: оплачивает счет тот, кто пригласил. Но в любом случае это надо решить заранее. Неприлично спорить о том, кто платит, или устраивать «складчину» при официанте. А если с самого начала известно, что каждый платит за себя, надо при заказе сразу попросить у официанта отдельный счет для каждого гостя.

Этикет в ресторане и вопрос оплаты счета – частая тема споров на различных форумах в Интернете. Многие дамы считают, что мужчина обязан платить за все всегда и везде. Многие мужчины настаивают на равноправии и оплате «каждый за себя». Но на самом деле все зависит от обстоятельств и отношений: романтическое свидание – это одно, дружеские посиделки – другое, а деловая встреча – третье.

Правило «счет оплачивает пригласивший» действует и в деловом этикете: если дама пригласила мужчину на деловой ланч, обед или ужин, то она и оплачивает счет – как приглашающая сторона. В деловом этикете нет «дам» и «кавалеров»: все коллеги, а статус зависит только от должности. Но нередко бывает так, что приглашенный в ресторан мужчина хочет прожить эту ситуацию по светскому этикету (то есть поухаживать за дамой) и сам заплатить по счету. Что же делать?

Такую ситуацию лучше предусмотреть заранее. Во-первых, договариваясь о встрече, дама должна особо подчеркнуть, что приглашает она. Во-вторых, делая заказ, стоит попросить официанта принести счет именно ей, или же сразу передать официанту свою кредитную карточку.

Иван Арцишевский

Метки: , , , ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.