Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Основа основ: этикет ситуативен!

Умение различать этикетные ситуации — ключ к правильному поведению.

Одно из основополагающих понятий в этикете — ситуативность. Это означает, что  одни и те же правила могут варьироваться в зависимости от того, где, с кем и по какому поводу мы общаемся.

Разговаривая с другом, родственником или коллегой по работе, такого же пола и возраста, то есть человеком примерно равного с нами статуса, вести себя мы будем довольно свободно. А если различия в статусе ярко выражены – например, подчиненный беседует с начальником, мужчина с женщиной, пожилой человек с молодым – то правила этикета приходится соблюдать строго.

И тут возникает  множество вопросов. Принято считать, и совершенно справедливо, что особое уважение надо оказывать женщинам и пожилым людям. Но как быть, если встретились женщина и пожилой мужчина? Из них двоих – кто главнее?

Или, например, к сидящему руководителю подошла подчиненная – должен ли он встать? Чей статус выше – статус дамы или статус начальника? И кто должен поздороваться первым – начальник (как мужчина) или женщина (как младшая по должности)?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо знать, в какой этикетной ситуации все это происходит и кого поэтому считать «вышестоящим». Этикетные ситуации  бывают светскими, деловыми и религиозными. В основном мы  будем говорить о светском и деловом общении, так как в светских и деловых ситуациях мы бываем ежедневно. И для того, чтобы правильно выстроить линию поведения, надо сразу определить, в какой этикетной ситуации мы находимся.

Метки:

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Комментарий ( 3 )

Хотите что-то добавить?

  1. Владимир Вознесенский 28.12.2013 Reply

    Уважаемый Иван,

    Вы, как может показаться из Ваших текстов, представляете этикет как некий кодекс правил, каждая глава и каждый параграф которого посвящён определённой ситуации и содержит указание вида «делай так, а так не делай».

    Но кажется, что этикет — это не просто «Единственно Правильный Путь» к удобному общению к конкретным человеком, но и инструмент идентификации, способ выделения своего в ряду чужих, способ показать человеку своё отношение, не говоря лишних слов.

  2. alina 03.06.2011 Reply

    Podskajite.pojaluysta,:1)esli na rabote v kabinete sidit jenshina-podchinennaya.i zatem vxodit mujchina-nachalnik ili je on ne svoy nachalnik.no starshe po zvaniyu i statusu.kak pravilno postupit v etot moment.jenshina-podchinennaya doljna vstat v etot moment ili net7

    2)i eshe 1 vopros.esli v gos.uchrejdenii v kabinete sekretarya sidit jenshina-posetitel.kotoraya jdet naprimer nachalnika etogo otdela.no tut prixodit nachalnik otdela no uje ne odin a starshe ego po doljnosti.naprimer s zamestitelem ministra.esli eta jenshina ne znaet zam.ministra.ona obyazana vstavat7budet li vina v nmey.esli ona ne vstanet7

    ZARANEE SPASIBO………

    • Ritta 01.07.2011 Reply

      Здравствуйте, Алина,
      вопрос — надо ли вставать при встрече — и простой, и сложный одновременно. С одной стороны, правила делового этикета четко рекомендуют: сидящий человек, приветствуя старшего по деловому статусу (разумеется, если старший стоит или, например, вошел в комнату), должен встать. Причем относится это и к мужчинам, и к женщинам в равной степени, так как деловой этикет сродни армейскому: важна только должность, ранг, а возраст и пол значения не имеют.
      Однако реальность иногда вносит свои коррективы, и тут уже все может зависеть от конкретной ситуации — возраста, личных отношений, величины разрыва в статусах и т.п. Например, когда начальник входит в комнату и здоровается с подчиненными, вставать обычно не требуется. Однако если он обратился к Вам с вопросом, отвечая, лучше встать.
      Одним словом, если Вы хотите действовать строго по правилам этикета, то ответ один: приветствуя старшего по статусу, «младший» (даже если он — дама) должен встать.

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.