Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Как бороться с моббингом?

mobbing-1Моббингом называют травлю, эмоциональное насилие на работе или в каком-то другом сложившемся коллективе: в школе, в армии, даже в детском саду или среди соседей по даче можно иногда наблюдать элементы психологического террора.

Самый частый случай – это когда на кого-то одного (на нового сотрудника, нового начальника и т.п.) ополчаются все остальные. Но травля не всегда бывает коллективной – иногда издевается над жертвой кто-то один, а если это начальник, то тогда моббинг называют «боссингом». О причинах моббинга мы уже говорили, но надо заметить, что нередко жертвы с самого начала ведут себя неправильно и настраивают против себя коллектив. А когда пожар разгорелся, потушить его гораздо труднее.

Какие же ошибки совершают жертвы и как правильно «тушить» моббинг?
  1. Первая и главная ошибка – противопоставление себя коллективу. Не стоит сразу демонстрировать свою яркую индивидуальность (даже если она действительно яркая, нетривиальная и даже гениальная) – люди не любят «белых ворон». Также не стоит вести себя робко, затюканно и запуганно, подчеркивая свою незначительность и незаметность – это провоцирует неуважение и агрессию.

Постарайтесь вести себя уверенно, ровно и доброжелательно, даже с теми, кто настроен агрессивно.

  1. Даже если ваши умения и достижения в какой-то области очевидны, избегайте ноток превосходства в разговоре, не унижайте других (особенно подчиненных). Заносчивость и пренебрежение обижают людей – и сплачивают обиженных. (Кстати, у истинной интеллигентности и истинного аристократизма есть много общего: и интеллигенты, и аристократы обращаются со всеми – от дворника до государя императора – с равным уважением).

Поэтому не выпячивайте свои способности, не демонстрируйте свое превосходство, проявляйте тактичность и уважение к другим.

  1. Не сдавайтесь, не позволяйте унижать себя, показывайте, что можете за себя постоять – но сами не нападайте. Естественно, что нападки и издевательства рождают желание огрызнуться, отомстить, как-то «уесть» агрессора. Но старайтесь вести себя сдержанно, защищаться – но не переходить в атаку. Здесь есть еще одна опасность – жертва бессознательно может стремиться «перевести стрелки» на кого-то другого, присоединиться к травле другого человека, чтобы поскорее стать «своим». Конечно, это не выход.
  2. Не забывайте о добросовестном выполнении своих обязанностей и профессиональном росте. Не допускайте профессиональных ошибок, будьте бдительны и осторожны.
  3. Будьте терпеливы, но не отпускайте ситуацию на самотек. Задача агрессоров –mobbing4 вывести вас из себя (в идеале – вынудить уволиться) любыми способами: некорректной критикой, насмешками, придирками, сплетнями, «подставами», доносами и т.п. Если хватает душевных сил и самообладания, можно на это не реагировать вообще, быть вежливым и корректным со всеми, включая и «главных агрессоров». Но можно и отвечать – едкими, но вежливыми замечаниями. Правда, тут нужен полемический талант и остроумие.

Во всяком случае, даже если вы решили не обращать внимания на насмешки, не позволяйте издеваться над собой и откровенно вытирать о вас ноги. Слабость и покорность не утихомирят агрессоров, а еще больше их «заведут». Отвечать нужно без истерик, с достоинством, уверенно и вежливо.

  1. Не избегайте коллектива, не отказывайтесь от участия в корпоративных вечеринках, выездах на природу и других мероприятиях по тимбилдингу. Естественно, жертве хочется как можно меньше времени проводить со своими угнетателями, но это неправильный путь: общаясь в неформальной обстановке, вы постепенно становитесь «своим», сотрудники лучше узнают вас, а вы – их.

Если вы стали жертвой моббинга – постарайтесь разобраться, почему это происходит. Уволиться вы всегда успеете, но если не поймете причин коллективной травли, то рискуете и на новой работе попасть в такую же ситуацию. Возможно, вам просто не повезло и вы попали в коллектив кровожадных гиен, съедающих с потрохами всех подряд. Но скорее всего вы с самого начала допускали ошибки в поведении, на первый взгляд незначительные – но раздражение окружающих росло как снежный ком и превратилось в моббинг.

А с другой стороны – ищите причины моббинга, но не считайте себя виноватым абсолютно во всех грехах. Все мы когда-то приходили в новый класс, в группу института, на новое место работы. К новичкам всегда и везде поначалу относятся настороженно, но обычно через некоторое время к нему привыкают и он становится «своим».

В новом коллективе надо вести себя сдержанно и осмотрительно – особенно поначалу, пока вам еще неизвестны все хитросплетения отношений между сотрудниками, негласные правила и установки. Казалось бы, на работе главное – это профессионализм, а эти мелочи не имеют к нему отношения, но в результате неосторожных высказываний, излишней самоуверенности или заносчивости может разгореться пожар моббинга.

Иван Арцишевский

Метки: , ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.