Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Как отличить манипуляцию от просьбы или убеждения?

О манипуляциях часто говорят, им поддаются, в них подозревают и обвиняют. Поэтому начнем с определения: манипуляция в общении – это скрытое управление, принуждение, психологическое воздействие на собеседника, чтобы под влиянием эмоций он поступил так, как нужно манипулятору. При этом собеседник будет считать, что принял решение самостоятельно.

У манипулятора всегда есть 3 разные цели:

  • То, что предлагается сделать жертве (причем так, чтобы жертва считала, что это ее собственная цель).
  • То, чего хочет сам манипулятор, ради чего и затевается игра.
  • Сыграть так мастерски, чтобы жертва не догадалась о наличии цели номер два.

Надо заметить, что манипуляция сама по себе – это не всегда плохо, это просто скрытое управление. Иногда оно бывает даже полезным: например, родители нередко манипулируют ребенком, чтобы он добровольно и без скандала выполнил их требования.

Но хотя манипуляция – это скрытая форма воздействия и должна совершаться незаметно, у нее есть признаки, по которым можно ее обнаружить:

1. Первое и самое главное: практически во всех случаях, когда вами пытаются манипулировать, вы чувствуете неудобство, дискомфорт, свою вину.

2. Чаще всего перед собственно принуждением есть «подготовительная» часть (например, вас вдруг ни с того ни с сего начинают хвалить, объясняться в любви и вечной дружбе, высоко оценивать ваши профессиональные качества).

Тут нужно быть начеку — возможно, дальше последует просьба сделать что-то, чего вам совсем не хотелось бы. Но человек часто попадается на манипуляцию после похвалы: он начинает оправдывать «хорошее мнение» манипулятора о нем, и делает то, от чего отказался бы, если бы его так не хвалили. Конечно, из этого не следует, что любой комплимент — это уже манипуляция. Речь идет о неадекватной, излишней похвале без видимой на то причины.

Часто манипулятор бьет по нашим «слабым местам», вызывая чувство вины, долга, обиды, ревности, ненависти или страха. В любом случае его задача — выбить жертву из состояния эмоционального равновесия.

3. Ответственность за предлагаемое действие целиком ложится на вас.

4. Предлагаемое действие вам невыгодно.

5. Чаще всего на принятие решения у вас есть очень мало времени.

Резкая необъяснимая смена настроения собеседника – чаще всего это тоже манипуляция (обычно это называют скандальным характером): собеседник начинает плакать, рыдать, кричать или переходит на оскорбления. Не ожидающий этого человек на такое поведение может отреагировать уступкой – чего, собственно, и добивался манипулятор.

Высший пилотаж (и идеальный вариант для манипулятора) – когда жертва сама предлагает ему решение его проблемы. Пример: похвалы доброте и щедрости жертвы + красочный рассказ о безденежье и голодных детях = жертва сама предлагает дать денег в долг. Или восхищение профессиональными навыками жертвы + жалобы на необходимость поработать сверхурочно = добрая жертва сама предлагает остаться вечером и доделать работу манипулятора.

Кроме того, надо быть начеку, если собеседник преувеличивает важность своей просьбы. Например, говорит, что если вы его не выручите, то произойдет катастрофа вселенского масштаб: из квартиры выселят, с работы уволят и тому подобное.

Конечно, надо отличать манипуляцию от убеждения и просьбы. Если собеседник обращается только к вашему разуму, а чувства не затрагиваются – то это уже не манипуляция, а просто убеждение, и это честно по отношению к партнеру.

А чтобы отделить манипуляцию от просьбы, достаточно уточнить: «а что тебе мешает сделать это самому?».

Кто же чаще всего попадается на удочки манипуляторов? Особенно страдают добрые люди, способные к сопереживанию: окружающие играют на их чувствах вины, жалости, тревожности, благодарности, совестливости, желании помочь. Также часто поддаются манипуляции зависимые личности: манипуляторы цепляют их за крючки жадности, любопытства, страха, играют на потребности в похвале или чувстве неполноценности.

Иван Арцишевский

Метки: , , ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.