Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Как «раскусить» недобросовестного работодателя

recruiting-interview-2Попав на собеседование в PWC или Microsoft, можно не переживать насчет добросовестности работодателя – компании такого уровня относятся к своему имиджу достаточно трепетно. Но если компания неизвестная, а денег предлагают соблазнительно много – важно вовремя раскусить подвох.

Выявить в собеседнике Адвоката Дьявола непросто, особенно, если он не хочет, чтобы его раскусили. Действуйте по обстановке и, в первую очередь, обращайте внимание на мелочи. Если вы успешно миновали первые ступени отбора, а все продолжается подозрительно хорошо, не поленитесь задать потенциальному работодателю несколько простых вопросов:

1. «В связи с чем образовалась вакансия?»
Банальный вопрос, которым многие кандидаты почему-то пренебрегают. А зря. В данном случае важно даже не то, что ответит вам собеседник, а как он это сделает. Если будущий руководитель продолжает смотреть в глаза и отвечает прямо, не задумываясь – значит все не так уж плохо, даже если это не совсем приятная правда. Но когда собеседник отводит взгляд и затягивает что-то вроде «ну-у-у, вы понима-а-аете, в жизни ка-аждой компа-ании…» – дело плохо: это говорит как минимум о том, что человек, сидящий напротив, не умеет лаконично, внятно и быстро формулировать элементарные мысли. В случае необходимости, копните глубже – поинтересуйтесь, почему на данную позицию не претендует никто из действующих сотрудников.

2. «Каковы основные претензии к моему предшественнику?»
Хороший работодатель никогда не будет плохо отзываться о своих сотрудниках, пусть даже бывших. Если собеседник в ответ на данный вопрос зафонтанировал грязью в адрес вашего предшественника – трижды подумайте, прежде чем принять его предложение – есть шанс, что вас однажды постигнет та же участь. Адекватным ответом работодателя будет нейтрально-положительный отзыв с грамотным переходом в сторону описания тех аспектов работы обсуждаемого подразделения, которые хотелось бы улучшить.

3. «Обозначьте цели успешного кандидата на данную позицию»
Важно понять – знает ли сама компания, чего хочет от нового сотрудника, или «задание Партии» придется самому выдумывать, а потом за него отчитываться. Если в ответ вам понятным, русским или, на худой конец, английским языком быстро изложили суть ожидаемых результатов, можно выдыхать спокойно. А вот если собеседник начинает пространно рассказывать про «космические корабли, бороздящие просторы вселенной» (с), не оперируя реальными цифрами и фактами, значит, перед вами болтун с богатым воображением, и ему все равно не угодить.

4. «Каковы стратегические цели компании на ближайшие 3 года?»
Печальный факт: у большинства (т.е. более, чем у 50%) российских компаний не существует зафиксированного на бумаге стратегического плана развития. Бизнес-план компании в известной мере дает ответ на этот вопрос, и, прочитав его до конца, вы наверняка сможете сделать выводы… вот только никто вам его читать не даст. Если работодатель понимает ваше любопытство и может удовлетворить его двумя-тремя предложениями, описывающими положение компании на рынке через 3-5 лет, — это очень добрый знак.

5. Попросите огласить финансовые KPI (Ключевые показатели эффективности, от англ. Key Performance Indicators) успешного кандидата в привязке к текущей динамике.
Важно понять, насколько реальны ожидания работодателя. Очень часто встречаются акционеры и топы, живущие по принципу «много не попросишь – мало не дадут» — то есть задающие заведомо невыполнимую планку, в надежде получить 15% от выполнения и чувствовать себя Гением Бизнеса. Их мало, но они встречаются. Ваша задача понять, кто перед вами – человек, реально смотрящий на вещи, или капризный фантазер. Попросите примерные цифры в динамике за последний год, то есть хотя бы какие-то показатели, на которых вы, будучи человеком образованным, сможете сделать первичные выводы о том, потянете ли требуемую нагрузку.

6. «Сколько человек сменилось в компании за последний год?»
Если текучесть кадров колеблется в пределах 1-5% в год — компания воспринимает своих сотрудников как интеллектуальный капитал, который трепетно бережет. 10-20% приемлемы в для компании, использующий парт-таймеров и низкоквалифицированных рабочих, например, call-центры. Если в компании за год сменилось 30 и более процентов сотрудников и это не связано с глобальной реструктуризацией или слиянием/поглощением, значит не все гладко в королевстве Датском (с).

7. «Что Вы считаете самой большой неудачей компании за последний год?»
Вопрос «на зомби». У всех компаний случаются проколы. Сильные компании умеют информацию о неудачах вовремя признавать, анализировать и ставить на вооружение. Слабые – поют гимн компании по утрам и делают вид, что ничего не случилось. Просто послушайте реакцию собеседника – может быть очень любопытно.

8. Попросите оформить все ваши финансовые договоренности письменно в форме трудового договора или приложения к нему.
В западной практике существует такое понятие, как job-offer (предложение работы). Успешный кандидат, прошедший отбор, письменно уведомляется о том, какая должность ему предлагается, с какими правами и обязанностями, окладом и бонусами. У нас данный документ никакой юридической силы не имеет, а потому – совершенно бесполезен. Нередки случаи, когда работодатель на словах обещает определенный расклад. Будущий сотрудник увольняется со старого места, выходит на новое… а в трудовом договоре уже все слегка переиначено (а иногда – совсем не слегка). Чтобы не рыдать горючими слезами над урезанными бонусами за успешную работу, настаивайте на письменном закреплении договоренностей перед выходом на работу.

9. «Не возражаете, если мы пройдемся по офису? Я могу увидеть потенциальное рабочее место?»
Иногда лучше один раз увидеть и даже не выходить на работу. Если вы курите, шансов на успех больше, ибо именно курилка — находка для шпиона. Постойте там 5-10 минут, и вы узнаете даже больше, чем хотели.

10. Попросите почитать должностную инструкцию/трудовой договор/контракт.
Текст документа всегда содержит как стандартные, так и совершенно персонализированные пункты. О всех спорных моментах необходимо поинтересоваться заранее.

По материалам сайта www.bosselural.ru

Метки:

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.