Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Как сказать…

Всю жизнь мЛекции по этикету Ивана Арцишевскогоы только этим и занимаемся – передаем. Из уст в уши, из уст в уста… Но что делать, если нужно сказать, да так, чтобы все-все услышали? Здесь и возникают трудности. По правде говоря, проблемы появляются уже в момент, когда вы хотите, чтобы конкретный человек вас правильно понял. Поэтому поговорим о том, как в целости и сохранности донести информацию до собеседника и заинтересовать его этой информацией…

Начнем, пожалуй, с особенностей восприятия устной речи. Знаете ли вы, что:

  • Смысл фраз, составленных более чем из тринадцати слов, человеческое сознание просто не воспринимает.
  • Собеседник перестает вслушиваться во фразу, произносимую без паузы дольше шести секунд.
  • Речь понятна слушателям, только если человек говорит со скоростью, не превышающей два с половиной слова в секунду.
  • Внимание не может задерживаться на одной теме дольше шести минут.
  • Обычно мы высказываем 80% из того, что хотим сказать, а те, кто нас слушают, улавливают 70% всего, что попало им в уши, понимают 60%, а запоминают и вовсе 10–20%.

 Есть еще один пункт – мозг не хранит информацию в том виде, в котором ее получает. Информацию хранят носители информации: бумажные, магнитные, электронные… пусть даже зарубки на дереве. Мозг хранит лишь впечатление. Я не говорю сейчас о конкретных знаниях – о том, что метацентрическая высота есть возвышение метацентра над центром тяжести, а Ледовое побоище произошло в 1242 году. Я говорю об информации, которую можно всячески толковать.

Для того чтобы ваша информация осталась в памяти, она должна быть подкреплена впечатлением. Нередко зрительный или слуховой акцент помогает лучше воспринять и запомнить. Однако важно не перестараться с «выжиманием эмоций» из собеседника, как делают, например, в большинстве рекламных роликов, запоминающихся лишь как «классная реклама не помню чего». Разве этого хотели производители? Поэтому впечатление непременно должно быть связано с мыслью, которую несет ваша информация.

Впечатлением может быть:

  • Ассоциация – знакомая обоим ситуация или слово, которое уже успело обрасти личным к себе отношением.
  • Неожиданный поворот в повествовании.
  • Проекция на то, чем человек в своей жизни особенно интересуется (здесь же различные «живые примеры»).
  • Спорное, шокирующее заявление, неожиданный поступок, а также ваши собственные эмоции. Все для того, чтобы расшевелить собеседника, ведь изменение эмоционального состояния неизбежно оставит след в памяти.

 Плюс ко всему – чем больше органов чувств работает при восприятии информации, тем это восприятие лучше.

И последнее: наводящие вопросы. Если человек сам пришел к какому-то выводу, вряд ли он пропустит его мимо ушей. Знаменитая сократовская майевтика работает! (майевтика в переводе с греческого – искусство принятия родов, помощь человеку «родить» скрытое в нем знание.)

Лекции по этикету Ивана АрцишевскогоСамое главное – чтобы информация была интересна, полезна, или как минимум понятна для вашего собеседника. Для этого существует вопрос «зачем?». Зачем человеку нужно то, о чем вы говорите? Не то, почему вам хочется это сказать, и не то, почему информация так важна, а то, почему собеседник захочет вас слушать? Ведь при отсутствии мотивации к запоминанию даже десятки раз повторенный материал не откладывается в голове.

Например!

Не говорите мальчику о том, какой хороший фильм вы советуете ему посмотреть. Дайте понять, что если он посмотрит этот фильм, то сможет найти общую тему для разговора с любой девушкой! А он посмотрит и сам расскажет вам, какой хороший фильм вы ему посоветовали. Конечно, в этой ситуации все субъективно, и вы обязаны отталкиваться от особенностей конкретного человека…

Предположим, с одним слушателем мы разобрались. А как рассказать всем?

Если вдруг встать на табурет в центре зала и начать убеждать людей в своей правоте – треть из них, возможно, заинтересуется. Но чуть позже, по пути домой, они выкинут ваши мысли из головы вместе с прочим хламом, который в эту голову случайно залетел… Информация живет, когда ее передают. А значит, главная задача для вас – сделать так, чтобы вас захотели пересказывать. Любую интересную мысль человек может пересказать двадцать раз, и в двадцать раз интереснее, чем первоисточник. И вот уже не нужно гнаться за полным залом!

  • Найдите эту треть людей. Примерно.
  • Внимание – уже 90% слушателей понимают, о чем вы говорите.
  • Всегда думайте о том, зачем им запоминать и, самое главное, – зачем им пересказывать.
  • Объедините людей:
    • Заставьте их обсуждать.
    • Дайте задание, если можно.
    • Спросите совета.
    • Позвольте развить свою идею.

И напоследок еще одно «самое главное» – если информация вдохновит ваших слушателей, поможет им проявить себя – она будет жить.

Наталья Олина


Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.