Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Как управлять своим вниманием

effekt-slushanieВ прошлой заметке мы говорили о потерях информации при разговоре: то, что понял и запомнил слушающий, может сильно отличаться от того, что хотел сказать говорящий. Но рассеянность можно победить. Есть специальные приемы, с помощью которых можно научиться концентрировать внимание и усваивать информацию – словом, научиться слушать эффективно.

I. Первое, с чего надо начать – это определить для себя, зачем вы все это слушаете.

Цели слушания могут быть разными:

  1. Чтобы что-то понять
  2. Чтобы запомнить
  3. Чтобы проанализировать и оценить содержание информации
  4. Для поддержания хороших отношений с собеседником

Например, выслушивая кулинарный рецепт, вы стараетесь понять и запомнить инструкции. Выбирая компьютер, вы не только понимаете и запоминаете, но и анализируете информацию. Разговаривая с другом, потерявшим близкого человека, вы не запоминаете и не оцениваете – вы стараетесь поддержать его и утешить.

II. Чтобы сохранять внимание, надо управлять своими эмоциями.

Все сильные чувства – например,страх, ненависть, счастье или горе – обычно мешают нам слышать другого. Эмоциональность в разговоре снижает точность внимания.

Кроме того, как утверждают психологи, у каждого из нас есть «болевые точки» — слова, фразы и темы, на которые мы реагируем особенно эмоционально. Для одного это слово «фашист», для другого — «теща», для третьего — «налоги» и т.д. Скорее всего, такая реакция связана с каким-то печальным опытом человека, жизненными травмами.

Но если человек знает, какие слова, фразы и темы вызывают у него сильные эмоции – значит, у него есть средства самоконтроля. Например, он может либо закрыть волнующую тему, либо отдавать себе отчет, что в данный момент он становится невнимательным слушателем.

III. Слушание бывает активным (рефлексивным) и пассивным (нерефлексивным).

Нерефлексивное слушание — это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Но такое пассивное поведение в действительности требует большого напряжения и психологического внимания.

По форме нерефлексивное слушание — это краткие реплики типа «да?», «это интересно», «понимаю», «приятно это слышать», «можно поподробнее?» и т.п., а также жесты внимания и поддержки, например, кивание головой.

Рефлексивное (или активное) слушание — это обратная связь с говорящим, чтобы как можно более точно воспринимать услышанное.  Есть три основных вида рефлексивных ответов:

  • Выяснение
  • Перефразирование
  • Резюмирование.

При выяснении мы просим людей о дополнительной информации, стараемся «разговорить» человека, выражаем готовность и желание выслушать его. Мы задаем такие вопросы: «повторите еще раз», «уточните, что вы имеете в виду», «вы что-то еще хотели сказать?» и т.п.

Перефразирование – это повторение услышанного своими словами. Так мы проверяем, правильно ли поняли собеседника, а также демонстрируем свое отношения к услышанному. Обычно начинают так: «как я вас понял…», «по вашему мнению…», «другими словами, вы считаете…» При этом надо говорить о главной идее, о существе дела, а не о чувствах собеседника.

Благодаря перефразированию говорящий видит, что его слушают и понимают, а если понимают неправильно, то он может поправить слушающего. Именно поэтому перефразирование – главное умение для эффективной коммуникации, для взаимопонимания.

Резюмирование — это подведение итога сказанному. Так отдельные части разговора можно соединить в одно целое. Типичные фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются…», «Если подытожить сказанное вами, то…» и т.п.

Таким образом, если мы хотим стать компетентными слушателями, мы должны понимать цель слушания, управлять своими эмоциями, владеть разными стилями слушания и – главное! – умело использовать их в соответствующих обстоятельствах.

Иван Арцишевский

Метки: , , ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.