Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Комплименты: ложь или лесть?

compliment-3Как учит нас Дейл Карнеги, контакт с любым человеком легко установить с помощью «трех плюсов»: это улыбка, имя и комплимент. Об улыбке мы говорили уже много раз, она выражает дружелюбие и вызывает расположение собеседника. Правда, в русской культуре общения (особенно делового) улыбка всегда была признаком несерьезности и легкомыслия, а суровость и мрачность внушали уважение. Однако сейчас все больше и больше людей перенимают западную манеру дружеского, улыбчивого общения.

Второй «плюс» — имя. Все психологи сходятся на том, что человеку приятно слышать свое имя, но нередко это правило доводится до абсурда: когда мы звоним в нужную нам компанию, интернет-магазин или колл-центр, собеседник (проинструктированный старшими товарищами) вдруг начинает выпытывать наше имя, настойчиво интересуясь «Как к вам обращаться?», вместо того, чтобы дать искомую информацию. Это, конечно, перебор.

Но если с улыбкой и именем все понятно, то говорить (или – что еще труднее – принимать) комплименты умеют далеко не все. Мало того, многие считают их ненужными, фальшивыми и лживыми.

Как известно, человек способен придумать гораздо больше отрицательных эпитетов, чем положительных. И вообще сказать что-то плохое гораздо легче, чем хорошее. По этому принципу часто воспитывали детей: ребенку делали замечания и исправляли ошибки, а хвалить не считали нужным, так как хорошие поступки и достижения – это норма, тут нет ничего особенного.

Такое воспитание приводило (и приводит) к неуверенности в себе, комплексам и проблемам в общении. Но главное – от постоянного осуждения и поиска недостатков в окружающих атмосфера агрессии, неуважения и недоброжелательности вокруг нас сгущается.

Один из способов внести позитив в жизнь вообще и в отношения в частности – говорить другим хорошие и теплые слова одобрения и восхищения. А в деловых отношениях комплименты просто необходимы – и мужчинам, и женщинам.

К сожалению, одни считают это вообще ненужным, другие стесняются, третьи боятся, что их будут считать корыстными и льстивыми. Между тем комплимент – очень полезный элемент общения: «правильный» комплимент быстро и надолго вызывает расположение собеседника.

Многие считают комплимент «ложью» или «лестью». Но комплимент – это вовсе не ложь, это доброжелательная правда, сказанная вовремя, или небольшое преувеличение реальных достоинств.

От лести комплимент отличается именно тем, что преувеличение небольшое. А лесть – это сильное, грубое преувеличение, иногда даже неправдоподобное. Поэтому не забывайте о чувстве меры, иначе вам либо не поверят, решив, что ваши слова – грубая лесть, либо и вовсе решат, что вы издеваетесь.

Комплимент иногда путают с похвалой. Но похвала – это положительная оценка, а давать оценку может только вышестоящий. Похвалить может учитель ученика, начальник – подчиненного, родитель – ребенка.

Итак, как же правильно говорить комплименты? Главное – у комплимента всегда должна быть фактическая основа, иначе он превращается в банальную лесть. «Деловые» комплименты обычно делаются на тему профессиональных качеств, положительных черт характера, широкого кругозора и образования.

Избегайте гипербол и вообще слов и выражений, имеющих оттенок глобальности. Правильный комплимент должен быть конкретным и только слегка преувеличивать реальность. Самый лучший комплимент – искренний, выражающий восхищение и уважение.

Комплимент не должен быть двусмысленным. Например, во фразе: «Ну, ты и шустрый малый!» слово «шустрый» можно понимать двояко.

Комплимент не должен быть дидактичным: не стоит говорить «Ты отличный товарищ, но если сделаешь то-то и то-то, то станешь еще лучше». Тем более, не добавляйте в комплимент «ложку дегтя» («У тебя золотые руки, к ним бы еще золотую голову…»).

Очень удачные комплименты – это сделанные на фоне «антикомплимента» самому себе, например: «Я восхищаюсь вашим умением убеждать трудных клиентов. У меня так никогда не получается».

Но едва ли не самое трудное – это умение принимать комплименты. Большинство из нас воспитывалось по системе, о которой говорилось выше: за недостатки и ошибки нас ругали, за достижения обычно не хвалили, так как хорошие поступки – это норма. Поэтому мы с трудом принимаем похвалу и стараемся отвергнуть комплимент (классический вариант: «Как вам идет это платье!» «Ой, ну что вы, оно такое старое, ему уже десять лет»). Конечно, это неправильно – в ответ на комплимент нужно улыбнуться и поблагодарить.

Давайте говорить комплименты как можно чаще: непринужденность достигается практикой. И тогда улыбаться друг другу мы тоже будем чаще.

Иван Арцишевский

Метки: , , ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Комментарий ( 3 )

Хотите что-то добавить?

  1. MauriceGef 03.07.2017 Reply

    В этом что-то есть. Большое спасибо за информацию, теперь я буду знать.

  2. Людмила 20.01.2015 Reply

    Иван Сергеевич, сердечно благодарю Вас за хорошее подспорье в жизни, за Ваши статьи и заметки! Приятно быть Вашей ученицей!
    Спасибо!

  3. Ольга 19.01.2015 Reply

    Так вот в чем дело. У нас часто путают комплимент с похвалой, а создается впечатление, что восхваляемый не умеет принимать комплименты. Моя подруга злоупотребляет этим, и ощущение, будто она кирзачами по моему личному пространству топчется.

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.