Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Критика: реагируем неправильно

kritika-2Критика бывает разной – справедливой и несправедливой, обидной и дружеской, уместной, неуместной, оскорбительной… Но любая критика – это стресс для критикуемого, так как затрагивает его достоинство и самооценку. Каждый из нас знает, что он неидеален, но в глубине души уверен, что самый лучший.

В деловом общении критика обязательно присутствует, так как делать замечания и указывать на ошибки в работе – прямая обязанность руководителя. Но иногда одно критическое замечание, сделанное в ваш адрес, может испортить настроение на целый день. Вот, например, несколько типичных замечаний:

«Какой вы бестолковый»

«Сколько раз вам повторять одно и то же?»

«Вечно вы спорите (опаздываете, ноете, говорите глупости и так далее)»

«Вы плохо одеваетесь (говорите, слушаете, ходите и так далее)»

«Вам ничего нельзя поручить»

«Любите вы поспорить (поспать, подставить начальника и так далее)»

«У вас некрасивая прическа (манеры, голос, походка и так далее)»

«Вы опоздали на собеседование на 10 минут»

Представьте себе вашу реакцию. Вам удалось ответить достойно, то есть не унижая себя и собеседника, не провоцируя конфликт? У большинства людей реакция на критику, замечания и оскорбления будет неправильной.

 Оправдания.

Встречаются чаще всего. В ответ на критику человек начинает говорить, что он не виноват, что он хороший, что замечание несправедливо, и приводить многочисленные доводы в свою защиту. Почему это ошибка? Во-первых потому, что, оправдываясь, мы занимаем униженную (похожую на детскую) позицию. Во-вторых, наши оправдания чаще всего никому не нужны, их не хотят слушать. Если человек прождал вас полчаса под дождем, то ему не интересны ваши объяснения причин опоздания.

Контратака.

«Сам такой!» «От такого слышу», «А вы на себя- то посмотрите!» В ответ на критику человек начинает критиковать в ответ, так как все знают, что «лучшая защита — нападение». Это так, но есть способы еще лучше. А контратака всегда провоцирует конфликт, в котором нет никакой созидательной пользы – только истраченные нервы и испорченные взаимоотношения.

Молчание.

Человек молча выслушивает критику и думает, наверно: «Слово — серебро, а молчание — золото». Так реагируют примерно в 10 % случаев. Действительно, лучше молчать, чем оправдываться и контратаковать. Правда, молчание в ответ на бурные эмоции очень раздражает людей определенного типа, и они могут усилить нападки.

Но как утверждают психологи, молчать, когда вас оскорбляют, очень вредно для здоровья. Надо хотя бы потом «разрядиться» – например, как в Японии, где подчиненные колотят специально для этого сделанных кукол, имитирующих начальников. И никогда не срывайте злобу на живых людях – окружающие ни в чем не виноваты.

Для делового человека умение адекватно реагировать на критику — одно из важнейших качеств, позволяющих достигать успехов и продвигаться вверх по карьерной лестнице.

Если на критику реагировать правильно, это поможет сохранить не только хорошие отношения, но и чувство собственного достоинства, и уверенность в себе. Есть 3 разных типа критики и, соответственно, 3 способа достойно отвечать на нее. Об этом мы расскажем в следующей статье.

Иван Арцишевский

Метки: , , ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.