Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

«Кто там в зеленовом берете?..»

beret1Береты подходят всем — можно выбрать классический или большой объемный, присборенный, вязаный, кружевной, меховой… Берет можно аккуратно разместить на макушке или натянуть на лоб, лихо заломить набок или сдвинуть на затылок. К любому стилю одежды можно подобрать берет, который станет «изюминкой» костюма. Береты носят и мужчины и женщины по всему миру, кроме того, это элемент военной формы во многих армиях.

История берета теряется во тьме веков — родоначальниками считают и древних греков, и римлян, и древних кельтов. В средневековой Европе береты носили французские крестьяне — такие шапочки хорошо защищали от солнца и непогоды, под берет легко можно было убрать волосы во время работы. Скоро берет стал популярным во всех слоях общества: его носили и аристократы, и священнослужители, и военные — четырехугольные береты были частью военной формы.

По сохранившимся портретам мы знаем, что в XV веке во Франции и женщины, и мужчины носили beret2бархатные и шелковые большие береты с жестким кантом, с вышивкой, драгоценными камнями, перьями и пряжками. Но мода на береты — как всякая мода — то возникала, то пропадала. В XVII веке береты стали очень популярны в художественной среде, особенно в Италии.

В это же время в моде были широкополые шляпы (вспомним иллюстрации к «Трем мушкетерам»). Но военным широкие поля очень мешали, и поля стали подгибать с трех сторон — так родились треуголки.  Новый головной убор понравился всем, его стали носить и военные, и штатские, так что к концу XVII века береты надолго вышли из моды.

Новая волна европейской популярности беретов приходится на начало XIX века, впервые не осталась в стороне и Россия. Однако атласные, бархатные, кружевные береты с вышивкой и перьями носили только замужние дамы. Как известно, с вечерним платьем головной убор не надевают — но почему в опере «Евгений Онегин» Татьяна Ларина  появляется  на балу «в малиновом берете»? Вряд ли Пушкин не знал, что по  правилам этикета бальные прически украшали цветами, перьями  и  драгоценными камнями, а не покрывали шляпками и беретами?

Вероятно, дело в том, что Пушкин описывает не бал, а обычный дневной раут (светский прием без танцев), где Онегин так неожиданно встречается с Татьяной. А почему тогда автор либретто оперы Модест Ильич Чайковский заставил Татьяну прийти именно на  бал? Объяснений может быть несколько. Первое: таковы законы оперного жанра, не представлявшего светскую жизнь без балов. Второе: либреттист слишком  буквально понял слова

«Он возвратился и попал

Как Чацкий — с корабля на бал».

Но  Чацкий прибыл в Москву не на корабле: он появился в доме  Фамусова ранним утром, проскакав на почтовых из Петербурга за 45  часов (то есть он ехал практически без остановок). А перемещение с палубы в бальную залу следует понимать не буквально, а как литературную метафору.

Однако традиция нерушима, даже если нарушает правила этикета: в опере «Евгений Онегин» Татьяна неизменно появляется на балу в головном уборе. На эту тему даже есть театральная байка: из-за оплошности костюмера Татьяна вышла на сцену в зеленом берете, но артист, исполняющий партию Онегина не растерялся и спел: «…Кто там в зеленовом берете с послом испанским говорит?…»

Иван Арцишевский

Метки: ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.