Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Моббинг: причины офисной дедовщины

mobbingМоббинг – это травля, несправедливое отношение к одному из членов коллектива со стороны коллег (одноклассников, однокурсников и т.п.), руководителей или подчиненных. Надо заметить, что такая травля чаще возникает в сложившихся рабочих группах, особенно в «заболоченных», то есть с давно устоявшимся стилем общения, общей атмосферой, системой ценностей. В новых коллективах моббинг почти не встречается.

Психологи считают, что для нормальной работы трудового коллектива он должен ежегодно обновляться на 3-5%. Если этого не делать, возникают «застойные явления», в частности – рабочий моббинг. Особенно страдают новички, которых начальство приводит неожиданно и на достаточно высокую должность. Однако не надо путать моббинг и естественную настороженность по отношению к новичку в любой сплоченной группе.

Причины моббинга
  1. «Белая ворона» — объект травли «не такой, как все». Эта подсознательная агрессия к чужаку досталась нам в наследство от животных. Чем цивилизованнее, образованнее человек, тем меньше в нем такой атавистической ненависти к «чужим».
  2. Еще одна причина «офисной дедовщины» – показать, «кто в доме хозяин», то есть защитить сложившийся порядок вещей и авторитет неформальных лидеров. Особенно, если новичок приходит в сложившуюся команду, где распределены роли всех участников.
  3. Частая причина моббинга – конкуренция. В каждом новом сотруднике «старички» видят угрозу своему благополучию: вдруг он будет работать лучше них? и тогда могут уволить кого-то из них? Естественная реакция – стремление поскорее избавиться от новичка.
  4. Внутреннее напряжение в коллективе. Неграмотная организация работы, неравномерное распределение нагрузки, диктаторская манера руководства – в этом случае раздражение и недовольство сотрудников могут обрушиться на того, кто попадется под руку, особенно – на новичка.
  5. Незагруженность работой. Если все привыкли «отсиживать» положенные часы, а новый сотрудник ответственно выполняет свои обязанности, то естественно, что бездельники обвиняют новичка в подхалимстве, желании выделиться и стать любимчиком у начальства. Классический вопрос: «тебе что, больше всех надо?» В этом случае травля начинается еще до того, как руководство заметит трудовые достижения новичка.
  6. Причины моббинга могут быть самыми неожиданными, особенно, если это сплетни и клевета «по секрету», о которых жертва и не подозревает. Нередкая причина коллективной травли – зависть к благополучию новичка (финансовому, семейному, карьерному, зависть к внешности и т.п.)
  7. К сожалению, не только дети, но и многие взрослые любят самоутверждаться за счет более слабого. Особенно, если у новичка заниженная самооценка, он трусоват, «слаб духом»: такие люди легко становятся «жертвами» и даже сами провоцируют коллег.
    Далеко не всегда руководитель встает на защиту нового сотрудника – чаще он видит именно в нем причину склок, интриг, скандалов и жалоб. Но если скандалы и интриги хорошо срежиссированы и спровоцированы, то компания рискует потерять ценного сотрудника из-за склочности коллег.

Чтобы избежать таких ситуаций, надо специально готовить коллектив к появлению нового сотрудника. Например, перед приходом нового руководителя служба персонала должна объяснить будущим подчиненным цели и задачи нового шефа, его права и зоны ответственности, а также заранее разработать систему адаптации нового руководителя (это же касается и любого нового сотрудника).

Но и сам новичок должен подготовиться к вхождению в коллектив и действовать аккуратно и тактично. Например, руководителю, прежде чем внедрять новые идеи и менять старые порядки, стоит лично побеседовать с подчиненными. Уточнить их права и обязанности, выяснить проблемы, которые их волнуют (карьерный рост, повышение зарплаты), рассказать о своем видении дальнейшей работы и перспективах развития подразделения.

Как защититься от офисной дедовщины?

У жертвы «неуставных отношений» есть три варианта действий:

  1. Уволиться. Но это сделать никогда не поздно, к тому же нет гарантии, что на новом месте работы отношения сложатся лучше. В любом случае стоит проанализировать свое поведение, чтобы не повторять прошлых ошибок.
  2. Вступить в открытую борьбу с «угнетателями». Но цель войны – победа, и маловероятно, что руководство уволит всех активистов моббинга. Даже если новичок супер-мега-профессионал в своем деле, начальник, скорее всего, решит, что здоровая атмосфера в коллективе важнее и предпочтет расстаться с источником проблем.
  3. Постараться «потушить» моббинг, то есть постепенно свести конфликт «на нет». Здесь нужен грамотный расчет и много терпения со стороны жертвы, но в результате никто не увольняется и новичок вливается в коллектив, то есть «и волки будут сыты, и овцы целы». Важный момент: начальник не должен вмешиваться и открыто поддерживать жертву. Иначе результат будет противоположный – моббинг усилиться.

Как же правильно «тушить» моббинг?

(Продолжение следует)

Иван Арцишевский

Метки: , , ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.