Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Можно ли слушать неправильно?

listeningНе все из нас прирожденные ораторы – но все знают, что есть ораторские приемы и им можно научиться. О правильном слушании обычно мало кто задумывается, кажется, что уж что-что, а слушать умеют все. Но это не так: есть такие стили слушания, которые мешают собеседнику говорить, сбивают с мысли, не дают высказаться. Чаще всего это делается непреднамеренно, от неумения вести диалог, но иногда эти «способы неправильного слушания» можно использовать сознательно. Во всяком случае, стоит знать признаки основных типов «неправильных слушателей».

«Оценщик». Это категоричный слушатель, который постоянно судит о том, что мы сказали, в зависимости от своих личных пристрастий: «Это — хорошо, правильно; а это — просто глупость». Он слышит только самого себя. Оценивающее слушание не позволяет воспринимать смысл речи собеседника «в чистом виде», вместо информации мы получаем наше отношение к ней.

Для «оценщика» характерны следующие реакции на сказанное:
1.Поучение, указания на целесообразность: «В таких случаях необходимо поступать порядочно»; «Вам следует пойти первым — это самое разумное».
2.Осуждение, критика, обвинения: «Как вам не стыдно так поступать?» «То, что вы говорите — глупость»; «Я ведь предупреждал, что это случится».
3. Брань, необоснованные обобщения, унижение: «Все женщины одинаковы!», «Ишь какой умный выискался!»

«Толкователь». Это рассудительный слушатель, который всегда готов искать причину, почему и зачем была сказана какая-то фраза, склонен давать толкование ей, как гадалка толкует сны. Он часто думает, а то и говорит: «Теперь мне понятно, почему вы это сказали». Для «толкователя» важно не то, не «что» сказано, а «почему». С ним очень трудно говорить, постоянно ощущаешь себя, как под рентгеном.

Для «толкователей» характерны следующие реакции:
1.Интерпретация, анализ: «Вы наверняка считаете меня простачком, не понимающим ничего».
К числу «толкователей» часто относятся молодые интеллектуалы, для которых толкование — своего рода тренировка ума; врачи и учителя из-за специфики своей работы.

«Сердобольный». Это сочувствующий собеседник, который всегда готов выразить своё сострадание говорящему, быстро с ним соглашается. Но как часто мы готовы «посочувствовать» собеседнику, не подозревая, что только мешаем ему. Если после первой фразы мы заявляем: «Вы абсолютно правы!» — то, о чём же дальше говорить? А ведь собеседник (клиент), может быть хотел поделиться сомнениями, попытаться вместе с нами найти наиболее взвешенное решение, — теперь ему придётся делать это в одиночестве.

Для «сердобольных» характерны следующие реакции:
1. Похвала, согласие: «Мы гордимся вами!» «Я считаю Вас, безусловно, правым!»
2. Успокаивание, сочувствие, утешение: «Как я вас понимаю, как вам сейчас трудно!» «Успокойтесь, не обращайте на это внимание».
К «сердобольным» чаще всего относятся люди пожилого возраста, которых принято называть «добряками», но за такой добротой иногда кроется безразличие и нежелание вникать в проблему.

«Диагност». Это пристрастный, анализирующий слушатель, который склонен перебивать собеседника следующими фразами: «Когда именно?», «Приведите конкретный пример!», «Чем Вы это можете доказать?» Всё это вызывает ощущение допроса, не способствует общению.

«Диагносты» всегда забегают с вопросами вперёд, требуют деталей и уточнений, о которых говорящий намеревался сказать чуть позже. Такие слушатели сбивают с мысли. У «диагноста» есть ещё один недостаток: человек, постоянно задающий вопросы по мелочам, не производит впечатление умного.

Для «диагноста» характерны следующие реакции:
1. Нравоучения, логическая аргументация: «В вашем возрасте я этого не
имел»; «Вам это поручено, значит — это ваша проблема».
2. Выяснение, допрос: «Кто вас надоумил?» «Что вы намерены делать в следующий раз?»

«Диагностами» становятся люди с конкретным, прямолинейным мышлением, которым нужно, чтобы всё было «разложено по полочкам».

«Фельдфебель». Это авторитарный слушатель, склонный к диктату, приказам, подавлению и подчинению людей. Это не слушание, а снисходительно- повелительное выслушивание.

Для «фельдфебелей» характерны следующие реакции:
1. Приказ, указание, команда: «Приходите ещё раз!», «Говорите медленнее».
2. Предупреждение, угроза, обещание: «Вы пожалеете, если сделаете это!», «Если ещё раз повториться — выгоню!».

«Фельдфебелями» часто становятся люди, имеющие неограниченную власть: начальники, учителя, милиционеры и т.п.

«Заяц». Это собеседник, который уклоняется от беседы, избегает обсуждать какой-либо вопрос». Зайцами» бывают все люди в каких-то определённых
ситуациях, когда они не хотят беседовать на данную тему. Трудно представить, чтобы человек постоянно уклонялся от любой беседы.

Для «зайца» характерны следующие реакции:
1. Уход от проблем, отвлечение внимания, шутка: «Почему бы вам не выбросить это из головы?», «Знаете, вы напомнили мне один эпизод…»
2. Совет, рекомендация, решение: «Я бы предложил вам обжаловать это», «Почему вам не сказать так-то…».

Конечно, в чистом виде все эти типы встречаются редко, каждому человеку присущи все эти типы – но какой-то из них преобладает. Все рассмотренные стили слушания являются помехой в общении, не дают возможности собеседнику полностью высказаться, передать свои эмоции, мешают нам правильно понять его.

С использованием материалов книги Коваленко А. В.. Психологические основы менеджмента, 2000

Метки: ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.