Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Зачем класть косу в кошелек?

короткий парик с бантом сзадиКошельком в XVIII веке называли мешочек из черного шелка или специальной сетки, в который мужчины прятали напудренную косу – чтобы пудра не запачкала одежду. А вот зачем мужчине парик с косой,  причем иногда длинной, до пояса?

Парики известны с глубочайшей древности, они то входили в моду, то выходили. Их носили и с утилитарной целью (замаскировать лысину или согреть голову), и чтобы подчеркнуть свой статус, и желая следовать моде, и просто для красоты…

В средние века в Европе париков не носили, даже на длинноволосых мужчин смотрели с неодобрением. Введению париков в обиход и моду способствовали монархи.

В начале своего царствования Людовик XIV (1643-1715) обладал от природы длинными густыми волосами – поэтому большие парики были практически под запретом. Однако позже, когда король облысел и стал сам носить прически из чужих волос, парики стали обязательными для всех: решительно все парижане обзавелись париками.

Все придворные носили огромные парики, невзирая ни на головную боль, ни на шум в ушах и другие болезненные явления, сопряженные с ношением парика. Сначала в моде были рыжевато-белокурые тона (парик должен был напоминать львиную гриву), затем темные и, наконец, когда король поседел, — белые. Те, кто не хотели носить парик, вынуждены были завивать свои волосы согласно моде и посыпать их светлой пудрой.

Буржуа носили парики меньших размеров и меньшей стоимости – из козьего или лошадиного волоса. Народ попроще мастерил парики из овечьей шерсти, собачьих и конских хвостов, водорослей, волокон конопли и кукурузы… В дело шли даже волосы казненных преступников. Обладатели пышных шевелюр, приговоренные к высшей мере наказания, завещали свои локоны близким, ибо они стоили немалых денег

парик "аллонж"Парик «аллонж» изобрели в 1670 году: это был огромный парик  волнистыми локонами, две части которого падали через плечи на грудь, а третья большая — на спину. Иногда аллонжевый парик имел пробор посередине головы, в просторечии такой вариант назывался «рогатым». Это был парадный, представительский парик, мы часто видим его на старинных портретах.

Для повседневных нужд употреблялся небольшой парик с кудрями, собранными в пучок. В домашней обстановке обходились коротким паричком с косицей размером с крысиный хвост. Иногда косицу украшали бантиком. Такой парик имел шелковую подкладку и в прохладную погоду играл роль современной вязаной шапочки.

С начала XVIII века мода на огромные парики стала проходить. Парик укоротился до плеч, волосы уже не делили на три части, а распускали свободно. После 1720 года парики старого образца носили только врачи, придворные и служащие при дворе, а также духовенство и некоторые должностные лица.

Вскоре появился обычай делить все волосы на две пряди, заплетенные или перевязанные лентами, наподобие кос. Причем после 1730 года вместо париков многие использовали собственную шевелюру. В особенно торжественных случаях принято было распускать волосы, зачесывая назад, и перехватывая иногда всю массу лентой.

И, наконец, вошла в моду прическа с «мешком» или «кошельком для волос». Сначала только франты заворачивали волосы на ночь в специальные чехлы, но вскоре эти чехлы стали надевать, выходя в свет.

Модная прическа выглядела так: височные пряди завивались в букли, надо лбом волосы зачесывались щеткой вверх (получалась волна надо лбом – тупей), а на затылке всю массу волос засовывали в мешок из черной тафты, сверху завязанный шнуром и украшенный бантом.

Для этих причесок изводилось несметное количество рисовой пудры, так как мода требовала белого цвета волос. Чтобы пудра не осыпалась, волосы смазывались маслом и помадой. Многие, однако, уклонялись от пудрения в домашнем быту — однако появление с ненапудренной шевелюрой в публичном месте считалось нарушением этикета. Кто не имел времени ухаживать за своей прической, тот вынужден был вновь обзаводиться париком.

Около 1750 года длинные парики строгого образца совершенно исчезают. Из Пруссии пришла мода на круглый парик с косой сзади. Но она сильно пачкала одежду на спине – поэтому косу прятали в специальный четырехугольный кошелек из черной тафты, завязанный красивым бантом. Приспособления эти просуществовали до 80-х годов, когда мода потребовала загибать косу вверх и пришпиливать к волосам.

Первоначально косу делали очень толстой, длинной и остроконечной. Круглый парик обычно украшался высоким тупеем и боковыми буклями. После 1760 года «волосяной мешок» носили только старики-придворные, а в обществе принято было носить короткую косу. С 1770 года почти перестали пудрить волосы.

По мере роста революционного движения прически все больше упрощались. С 1780 года коса представляла собой короткий хвостик, а тупей почти исчез. Вскоре перестали заплетать косу: волосы на затылке теперь завязывали лентой в узел и иногда украшали бантом, на висках завивали букли, а на макушке воздвигали тупей 10-12 см в высоту.

А к началу XIX века длинные волосы вышли из моды, и мужские прически стали, в основном, похожими на современные.

Бизнес-клуб Ивана Арцишевского

 

Использованы материалы сайта theater.siteedit.ru

Фото с сайтов europe-costume.ru, shapki.biz

Кошельком в XVIII веке называли мешочек из черного шелка или специальной сетки, в который мужчины прятали напудренную косу – чтобы пудра не запачкала одежду. А вот зачем мужчине парик с косой,  причем иногда длинной, до пояса?
Метки: ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.