Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Нарушения этикета для управления человеком

Англичанам приписывают остроумную фразу: «Джентльмен – это тот, кто никогда не делает ничего плохого нечаянно». Иными словами, если  джентльмен нарушает этикет – то у него есть цель. Какая?

Этикет в обществе играет примерно такую же роль, как ПДД на дорогах. Когда мы соблюдаем стандарты поведения (то есть нормы этикета), это упрощает жизнь и делает наши действия предсказуемыми в стандартных ситуациях. Но одновременно потенциальные манипуляторы получают возможность нами скрыто управлять, оставаясь безнаказанными: при желании даже вопиющие нарушения этикета можно прикрыть рассеянностью.

Приветствие

Первоначальный смысл – пожелание здоровья – уступил место обычному формальному приветствию. Это, кстати, подтверждается и тем, что дважды в день здороваться не принято. Здороваясь, мужчины часто обмениваются еще и рукопожатием. Но даже эти простые действия могут стать оружием психологической борьбы.

1. Не ответить на приветствие

Представьте ситуацию: сотрудник здоровается с руководителем, а тот не отвечает и вообще смотрит в  сторону. Естественно, сотрудник станет волноваться и беспокоиться. Этим способом начальник может выразить неодобрение или намеренно создать нужный психологический настрой подчиненного («чтобы подчиненные не расслаблялись»): заставить его вспоминать свои ошибки, ощущать вину, стать более покладистым.  Но самое главное: при желании можно сослаться на то, что задумался и не заметил.

2. Не смотреть в глаза

При приветствии и большую часть времени общения люди смотрят в глаза друг другу. Но иногда человек во время приветствия смотрит в сторону, в свои бумаги, продолжает писать и т.п. И если среди равных по статусу сослуживцев такая небрежность хоть как-то объяснима, то в общении с посетителями – нет. Это грубые нарушения этикета: демонстрация пренебрежения и (или) показатель низкой деловой культуры.

3. Фамильярные приветствия

После слов приветствия мы часто спрашиваем «Как дела?» Это вопрос удобен тем, что позволяет проявить минимум вежливости, не потеряв на это ни минуты времени. Такой вопрос-приветствие есть у многих народов: например, англичане и американцы здороваются словами «How do you do»  («Как вы поживаете?», «Как дела?»). Традиционный ответ: «Прекрасно!»

Однако в России на вопрос «Как дела?» нередко отвечают «Ничего» — традиционный русский менталитет требует скрывать свое благополучие. На этом стереотипе и построено фамильярное приветствие «Как ваше ничего?». Другое фамильярное приветствие – «Какие люди – и без охраны!».

Такие фразы далеко не безобидны. Все ритуалы приветствия основаны на том, чтобы выразить уважение к собеседнику. Именно поэтому фамильярность обижает: она показывает пренебрежительное отношение и к ритуалу, и к самому собеседнику.

4. Нарушение порядка приветствий и представлений

Нарушение этого порядка – удобный способ выразить неуважение. Представляясь, здороваясь и пожимая руки, принято начинать со старшего по статусу. Если вы намеренно «не заметили» старшего из присутствующих и не подошли к нему первому, то такие нарушения этикета ясно показывают ваше пренебрежение.

Опоздания и ожидания

«Точность – вежливость королей», гласит известный афоризм Людовика XIV. Но обычно забывают добавить вторую часть афоризма: «…и долг всех людей».  Заставить себя ждать может лишь лицо более влиятельное. Согласно этикету, на приемы первыми приезжают младшие по статусу, а почетные гости — последними. Разъезжаются все в обратном порядке. Это правило соблюдалось и в старину, соблюдается и сейчас.

Время прибытия на встречу можно использовать для манипуляции. Пришедший пораньше проявляет уважение, опаздывающий – подчеркивает свою значимость (именно поэтому девушки часто намеренно опаздывают на свидания). Это проявляется и в политике: например, Сталин, встречаясь с Рузвельтом и Черчиллем, старался прийти последним –  хотя бы на несколько секунд позже остальных.

В современном деловом этикете опоздания недопустимы. Для встречи с равным партнером на нейтральной территории достаточно прибыть за 5 минут до начала, а на прием к большому начальнику — не позднее чем за 10-15 минут. Причем появление значительно раньше назначенного времени тоже не рекомендуется: вы этим автоматически понижаете свой статус. 

Иван Арцишевский

Метки: , , , , , ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.