Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Ошибки оратора

Каждому из нас, наверное, приходилось выступать перед публикой — читать доклад, делать презентацию или просто произносить тост за столом. И если человек не привык говорить перед публикой, он обычно чувствует себя как будто летит в пропасть. Он думает только о том, как бы не забыть и не перепутать слова или просто читает по бумажке. Но слушать такое чтение скучно.

Давайте рассмотрим типичные ошибки оратора, которые делают начинающие докладчики: если учесть этот опыт, то можно выглядеть на трибуне если не великолепно, то хотя бы сносно.

  1. Ваше выступление начинается с того момента, когда все взгляды обращаются к вам – а совсем не с первого слова заготовленной речи. Вы встаете с места и идете к сцене, выходите на сцену из-за кулис или просто поднимаетесь из-за стола с бокалом в руке уже полностью готовым: нельзя по дороге поправлять одежду, приглаживать волосы или как-то еще приводить себя в порядок.
  2. Никогда не оправдывайтесь перед слушателями и не рассказывайте, какой вы плохой оратор. Если вы скажете «Мне так редко приходится выступать, я очень волнуюсь, наверное, моя речь будет неудачной…», то слушатели подумают, что зря пришли сюда. Меньше думайте о себе, говорите для публики — тогда на ваше волнение просто не обратят внимания.
  3. Иногда оратор сходу начинает извиняться: за то, что тихо говорит, что не умеет выступать, что качество слайдов плохое, что речь слишком длинная или слишком короткая… Все это совершенно ни к чему. Если в вашем выступлении действительно есть погрешности — скажите просто «мне очень жаль».
  4. Новички обычно забывают о своей мимике, но речевой этикет — это не только слова: это еще и интонации, тембр, скорость речи, а также поза,  жесты и мимика. В первую очередь слушатели смотрят на глаза и брови оратора: высоко поднятые брови выглядят как признак неуверенности и даже некомпетентности. Перед выступлением стоит потренироваться перед зеркалом, можно даже записать себя на видео.
  5. Очень важно правильно подбирать слова. Психологи утверждают, что мы подсознательно реагируем именно на слова, а не на всю фразу целиком, так как воспринимаем слова как картинки. Именно поэтому рекомендуется как можно меньше использовать частицу «не»: лучше сказать «хорошо» или «это будет выгодно», чем «не плохо», «это не принесет убытков» или «не хочу утомлять вас скучной статистикой». Позитивное настроение надо создавать позитивными словами.
  6. Излишняя серьезность, занудность и угрюмость — это тоже ошибки оратора. Говорить стоит с легкой полуулыбкой, а в серьезную речь добавить шутку или забавную историю.
  7. Монотонная речь усыпляет слушателей. Чтобы держать публику «в тонусе», надо постоянно менять громкость и силу своего голоса, менять темп речи, выделять голосом и интонациями ключевые моменты и цитаты.
  8. Не стоит неподвижно «стоять столбом», но суетливость (много лишних жестов, бесцельный бег взад-вперед по сцене) — это тоже ошибка. Конечно, достичь гармонии, равновесия между скованностью и излишней свободой сразу не удастся, это приходит с опытом.

И не забывайте делать паузы! Вообще новички обычно очень боятся пауз и пытаются заполнить их мычанием и разными словами-паразитами, вроде «ээээ…. значит, так…». Но паузы в речи нужны обязательно! За это время публика успеет обдумать услышанное, а оратор собраться с мыслями. Паузу можно использовать для усиления драматизма, для возбуждения любопытства и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы – обычно публика воспринимает их гораздо более короткими, чем это кажется самому докладчику.

Иван Арцишевский

Метки: , ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.