Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Пауза в речи — это не просто молчание

pauzaСамый плохой оратор – это скучный и нудный оратор. Монотонная речь без пауз и выраженных интонаций усыпляет аудиторию не хуже димедрола. Равномерный шум успокаивает, сознанию не за что зацепиться – и у невыспавшихся слушателей глаза сами закрываются, а выспавшиеся отвлекаются и начинают разглядывать соседей, копаться в телефоне или решать кроссворды.

Оратор может высказывать интереснейшие мысли и сообщать важную информацию — но если он говорит монотонно, его никто не услышит. Мало того: внимание слушателей надо не просто привлечь, а постоянно поддерживать. Опытный оратор варьирует громкость и силу голоса, говорит чуть быстрее или медленнее, использует разные интонации, делает паузы.

Паузы – это один из главных ораторских приемов: даже самую вялую и невнятную речь они сделают уже не такой скучной.

Паузы – это не просто молчание во время «говорения». Это самостоятельный элемент речи. Когда же делают паузы и зачем?

1. Короткие паузы делают для привлечения внимания – в начале речи  и в течение доклада, чтобы отделить одну мысль от другой.

2. Во время паузы можно отдохнуть и подумать – и оратору, чтобы собраться с мыслями, и аудитории, чтобы усвоить услышанное.

3. Пауза необходима перед важной фразой: «…а теперь я скажу самое главное: <пауза>…» –и все слушатели встрепенулись и прислушались.

4. Также можно делать паузу после важной фразы, чтобы в голове слушателей остались «звучать» последние слова докладчика. (Паузы продолжительностью более 3 секунд как бы дают команду аудитории подумать над тем, что докладчик только что сказал).

5. Человек, говорящий с паузами, выглядит уверенным в себе, неторопливым и авторитетным. Это один из способов невербального повышения делового статуса. Кстати, паузы помогают  неопытному докладчику справиться с волнением.

6. И, наконец, докладчик может использовать паузы для придания речи спонтанности. Это так называемая запланированная «незапланированная» пауза – ее используют, чтобы речь выглядела «живой», а не заученной и слишком хорошо отрепетированной. Оратор может сделать вид, что подыскивает слово или фразу, которую на самом деле прекрасно знает.

Не бойтесь делать паузы! Неопытному докладчику они могут показаться слишком длинными – но полезно знать, что слушатели воспринимают их продолжительность гораздо короче, чем это кажется самому оратору.

Иван Арцишевский

Метки: ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.