Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Почему мы слушаем, но не слышим?

slushat-i-slyshatТакое бывало с каждым из нас: мы смотрим в глаза, внимательно слушаем, киваем, но… Как говорится, в одно ухо влетело – в другое вылетело. Передача информации никогда не бывает стопроцентной. Дело в том, что мы слушаем выборочно, и читаем точно так же: что-то – внимательно, что-то только просматриваем, а многое не будем читать вообще, потому что автор нам неинтересен.

Но даже если мы стараемся слушать внимательно, то все равно получаем только часть информации. Сообщение проходит четыре стадии:

  1. Мысли отправителя (то, что он хотел сказать)
  2. Слова, которые он произнес
  3. То, что услышал собеседник
  4. То, что осталось в памяти собеседника

На этом пути потери информации неизбежны и сообщение может исказиться довольно сильно. Мы обычно даже не подозреваем, что практически любой разговор – это самая настоящая игра в «испорченный телефон». Не зря в армии и на флоте в некоторых ситуациях полученный приказ нужно повторить: «Право руля!» «Есть право руля! Руль 15» — отвечает рулевой. И командир завершает разговор, подтверждая получение информации: «Есть руль 15».

В нашей обычной жизни информация искажается и теряется по многим причинам:

1. Причины, не зависящие от участников общения:

— слишком большой объем получаемой ежедневно информации. Социологи утверждают, что мы слушаем других людей около 5 часов в день, и это не считая времени, проведенного у радио или телевизора. Понятно, что постоянно быть внимательным невозможно.

— мы думаем и воспринимаем слова в три раза быстрее, чем говорим. Именно поэтому слушатель легко отвлекается: у него образуется «свободное время», он начинает обдумывать свои проблемы или же перебивать и подгонять говорящего.

2. Причины, связанные с поведением говорящего и слушающего:

— рассеянность, когда человек поглощен чем-то посторонним, не имеющим отношения к беседе.

— эгоистичность, когда человек вообще интересуется только собой.

— ситуация, когда отношения с собеседником заполняют все мысли и чувства, и новую информацию человек просто «не слышит».

3. Причины, связанные с характером сообщения:

— если говорящий сильно встревожен, его речь нередко становится суетливой и невнятной. Эмоции говорящего передаются слушающему, который тоже начинает беспокоиться, и тревога мешает ему правильно понять сказанное.

 4. Ошибки говорящего.

Но так как искажения информации неизбежны, вопрос только в том, как минимизировать ущерб.

— Длина сообщения: чем длиннее сообщение, тем больше потери. Не зря говорят, что краткость – сестра таланта. Кстати, внимательный слушатель наверняка будет прерывать длинную речь именно для того, чтобы лучше понять и усвоить услышанное.

— Середина сообщения запоминается хуже всего. Лучше всего сократить свое сообщение так, чтобы у него были только начало и финал.

— Бессвязность и нелогичность сообщения. Слушатель старается разделять содержание на отдельные фрагменты, и если подробностей и разных оттенков в речи слишком много, сообщение превращается в «кашу».

— Слушатель слышит то, что ожидает услышать. Люди склонны к шаблонам, в которых пытаются разместить новую информацию. То, что не укладывается в шаблон, часто вообще не воспринимается. В этом случае выступающий должен особо подчеркнуть, что теперешний его рассказ отличается от сказанного им раньше; что он изменил свою позицию или отошел от нее. Это делается для того, чтобы разрушить в своих слушателях естественную любовь к стереотипам. В свою очередь разумный слушатель постоянно борется со своим «стереотипным мышлением», чтобы услышать то, что сказано на самом деле.

— Черно-белое слушание. Человек воспринимает сообщение «в целом», как плохое или хорошее, не пытаясь вникнуть в суть и оценить детали.

В следующей заметке мы рассмотрим приемы, которые помогают передавать информацию без искажений и усваивать ее без потерь.

Иван Арцишевский

Метки: , , ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.