Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Деловые подарки для иностранных партнеров

giftsДарить подарки – занятие приятное и полезное, но не всегда простое. Особенно много «подводных камней», с точки зрения делового этикета, таит в себе процесс обмена подарками с иностранными коллегами и партнерами.

В науке о корпоративных подарках есть три главных правила:

  • Подарок должен соответствовать по стоимости статусу своего адресата.
  • Подарок должен быть полезным или приятным.
  • Подарок должен напоминать адресату о вашей компании.

По законодательству большинства западных стран любой полученный официально подарок стоимостью выше определенной суммы должен быть занесен в декларацию о доходах. Поэтому, прежде чем выбирать подарок, стоит узнать об ограничениях на их стоимость, так как лишком дорогой подарок будет возвращен дарителю.. Кроме того, во многих зарубежных компаниях сотрудникам вообще запрещено принимать какие бы то ни было презенты, поэтому при подготовке подарков всегда стоит заранее обсудить этот вопрос с представителями противоположной стороны.  У них же можно узнать об интересах, увлечениях и характере человека, которому будет преподнесен подарок.

Вообще деловые подарки (и их получатели) делятся на три группы:

  • Top: подарки для особо важных персон
  • Middle: подарки для менеджеров среднего звена (партнеров, коллег)
  • Basis: массовые подарки, сувениры

Подарки для «топов» (представительские)

К «топам» обычно относят руководителей партнерских компаний, банков, важных государственных чиновников и политических деятелей. При выборе подарка надо учитывать множество факторов, в том числе и вкусы и хобби адресата. Проблема VIP-подарка обычно состоит в том, что у человека такого уровня обычно уже все есть и его трудно чем-то удивить. Поэтому, как ни странно, здесь работает правило: чем бесполезнее и оригинальнее подарок, тем больше он ценится. Например, это может быть антикварная книга или произведение искусства (картина, скульптура). Для представительских подарков иностранцам также подходят подарочные издания книг, художественные фотоальбомы с видами городов и достопримечательностей, диски DVD с классической музыкой в исполнении национальных оркестров.

Изделия народных промыслов можно дарить только в том случае, если они очень высокого качества. Алкогольные напитки для подарка уместны далеко не всегда, для этого надо точно знать вкусы и предпочтения партнера.

Подарки для равных

Такие подарки дарит равный равному, например начальник отдела одной фирмы — начальнику отдела другой. По статистике у среднего менеджера есть примерно 20 партнеров по разным направлениям его деятельности, которым надо иногда что-то дарить. Стоимость таких подарков обычно от 10$ до 25-50$,  в зависимости от уровня отношений с партнером. На эти подарки можно нанести логотип своей фирмы, но он не должен бросаться в глаза.

Сувениры

Массовые подарки должны быть недорогими и универсальными, обычно с логотипом компании. Если предполагается поздравление большого числа людей с календарным праздником, стоит учесть символику этого праздника. Стоимость таких подарков от от 0,5 до 10 долларов.

Подарки и «дурные приметы»

Выбирая подарок, следует обязательно учитывать национальные культурные традиции. Во многих странах неблагоприятными  считаются ножи и зеркала. Кроме того, например, в Италии под запретом все, связанное с птицами, так как птицы – это символ смерти. В Китае несчастливым считается число «4», а также часы, потому что иероглиф «часы» напоминает иероглиф «смерть». На Ближнем Востоке нельзя дарить подарки с изображением обнаженных женщин и домашних животных.

Очень важно правильно упаковать подарок. Если упаковка низкого качества, то впечатление от подарка тоже будет снижено. Особенно ярко это правило проявляется в японской этикетной культуре. Если дорогой подарок, предназначенный японцу, упаковать очень скромно, то его воспримут именно как скромный, а не как дорогой. Однако упаковка не должна быть слишком броской, вычурной или аляповатой.

Удачно выбранный подарок укрепит дружеские и партнерские отношения. Это непросто, но, как говорят французы, кто умеет дарить, тот умеет жить.

Иван Арцишевский

Метки: , ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.