Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Русский пир и героическое пьянство

makovskii-boyarskii-pirСовременный человек имеет столько возможностей и мест для общения и развлечения, что нам трудно даже представить, как однообразно развлекались наши предки. В XVI веке на Руси был единственный способ отметить какое-то событие, повеселиться и пообщаться: это пир (говоря по-современному – прием).

Древнерусские пиры были двух видов – собственно пиры и братчины. Пир давал один хозяин – обычно в дни церковных и семейных праздников. А братчина – это складчина, так часто устраивали пиры крестьяне.

На пиру строго соблюдался этикет. Приглашали гостей по-разному: к самым важным гостям хозяин ездил сам, «низших» гостей приглашали слуги. За стол садились только мужчины, хотя жена хозяина и выходила к гостям, чтобы их поприветствовать. Конечно, при семейных и приятельских отношениях приглашали и жен, но они выпивали и закусывали с женой хозяина в особой горнице.

Рассаживались гости в соответствии со своим статусом – сейчас это называется «протокольное старшинство». Место в углу под образами предназначалось для хозяина, самый почетный гость садился справа от него (это правило сохранилось до сих пор). Сесть «выше» другого, который считал, что это именно он «выше» – значило, нанести оскорбление. Поэтому пир обычно начинался с пересадок, споров и даже драк.

Русский историк Н.И. Костомаров писал:

«Отличительной чертой русского пиршества было чрезвычайное множество кушаний и обилие в напитках. Хозяин величался тем, что у него всего много на пиру — гостьба толстотрапезна! Он старался напоить гостей, если возможно, до того, чтоб их отвезли без памяти восвояси; а кто мало пил, тот огорчал хозяина. «Он не пьет, не ест, — говорили о таких, — он не хочет нас одолжать!» Пить следовало полным горлом, а не прихлебывать, как делают куры. Кто пил с охотою, тот показывал, что любит хозяина.

Женщины, в то же время пировавшие с хозяйкой, также должны были уступать угощениям хозяйки до того, что их отвозили домой без сознания. На другой день хозяйка посылала узнать о здоровье гостьи. «Благодарю за угощение, — отвечала в таком случае гостья, — мне вчера было так весело, что я не знаю, как и домой добрела!»»

(из книги «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях»)

Но слишком быстро опьянеть считалось постыдным. Пир – это была своего рода «война» хозяина с гостями: он старался их напоить, а гости не поддавались, но из вежливости потом признавали себя побежденными. Иногда гость притворялся пьяным, чтобы его оставили в покое и не принуждали дальше пьянствовать (на особо буйных пирах могли заставлять пить даже насильно, побоями). В любом случае, гость из уважения к хозяину обязан был уйти домой абсолютно нетрезвым.

Продолжались пиры с полудня до вечера или даже позже. Когда кончался собственно обед, попойка продолжалась дальше. Хозяин раз за разом наливал чашу вина, произносил торжественный «тост» за чье-нибудь здоровье, выпивал вино и переворачивал чашу вверх дном, чтобы показать, что не осталось ни капли: выпивание «до дна» означало пожелание добра и здоровья адресату тоста. Гости тоже каждый раз выпивали полные чаши.

Вообще, как писал Костомаров, русские придавали пьянству какое-то героическое значение. В старинных песнях доблесть богатыря измерялась способностью перепить других и выпить невероятное количество вина. И отголоски этого «героизма» существу.т до сих пор: в народе говорят, что не  выпить до дна – значит, «оставить зло в стакане» или «не уважать хозяев». «Тостуемый пьет до дна», говорил герой Евгения Леонова в фильме «Осенний марафон»…

Конечно, современный этикет утверждает обратное: человек может пить столько, сколько считает нужным, и принуждать никого недопустимо. К уважению количество выпитого не имеет никакого отношения. Наоборот, принуждение и уговоры «пить до дна» — это неуважение к гостю.

Иван Арцишевский

Картина Константина Маковского «Боярский свадебный пир» (1883)

Метки: ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.