Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Технология правильной просьбы

Многим из нас трудно о чем-то попросить другого человека: во-первых, страшно, что откажут. Во-вторых, сама ситуация кажется унизительной – просящий как бы расписывается в своей слабости и беспомощности. И в-третьих, многие (особенно женщины) считают, что собеседник должен сам догадаться об их проблемах и предложить помощь. Уверенность в том, что собеседник «сам должен догадаться» часто подкрепляют цитатой из «Мастера и Маргариты» Булгакова: «Никогда никого ни о чем не просите, особенно у тех, кто сильнее вас, сами все предложат и сами все дадут». Но заметим, что эту фразу произносит Воланд – олицетворение зла.

Так или иначе, нам всем иногда приходится о чем-нибудь просить своих близких, друзей, сотрудников, руководство… О технологии правильного отказа мы уже говорили, теперь поговорим о том, правильно просить. Иногда люди «качают права», ведут себя агрессивно, потому что не умеют эффективно взаимодействовать – договариваться, просить, приходить к соглашению.

  1. Первое и главное правило: просьба не должна быть похожа на требование. Очень важно показать собеседнику, что вы не загоняете его в угол, что он имеет право отказать. А вы имеете право попросить, но при этом понимаете, что вам не обязательно ответят «да». Старайтесь говорить так, чтобы собеседник не услышал интонации приказа в вашем голосе (особенно отрицательно на это реагируют мужчины).
  2. Высказывать просьбу надо открыто, вежливо и корректно. Стоит думать не только о своей проблеме, но и о чужом удобстве, возможностях, потребностях, иначе вас могут обвинить в эгоизме. Не стоит манипулировать собеседником, показывая всем своим видом, что смертельно обидитесь, если он не выполнит то, о чем вы просите.
  3. Просьба должна быть конкретной: следует четко говорить что и когда вам нужно. Если просить абстрактно, «вообще», человек просто не поймет, о чем речь. Как говорится, почувствуйте разницу: «быть более внимательным к жене» или «помочь донести сумки из магазина»; «быть более ответственным» или «сдавать отчеты точно в срок».
  4. Старайтесь формулировать просьбу без использования частицы «не» — как утверждают психологи, она часто ускользает от нашего внимания. Лучше попросить «сделать то-то», чем «не делать того-то».
  5. Просить следует «в настоящем времени». Просьба «в следующий раз, пожалуйста, сделай так-то» конкретна и корректна, но она как бы откладывается на неопределенный срок. Собеседник легко может забыть о ней.
  6. В случае отказа не реагируйте агрессивно, не старайтесь вызвать в собеседнике чувство вины. Стоит все равно поблагодарить его за то, что выслушал вашу просьбу.

«Правильная просьба» должна содержать в себе такие компоненты:

— приветствие-обращение

— собственно просьба (например, поливать цветы во время вашего отпуска)

— рациональные аргументы (цветы наверняка засохнут за две недели)

— эмоциональные аргументы (мне их очень жаль, это редкие сорта, они так украшают комнату)

— в некоторых случаях стоит предложить собеседнику существенную или несущественную компенсацию за услугу (я привезу тебе магнитик и что-нибудь вкусное)

— ваша готовность принять отказ без обиды (если ты откажешься, я пойму)

Не стоит стесняться обращаться с просьбой, если вам требуется помощь: обычно, если просьба разумна и высказана спокойно и вежливо, ее выполняют.

Иван Арцишевский

Метки: , , , ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.