Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Вальс – самый эротичный танец XIX века

valseЭтот танец возмущал многих, его осуждали, запрещали, считали непристойным… Но романтичный и страстный вальс стал символом XIX века, одурманивающим «танцем любви»: на балах из него разрешалось выйти до окончания музыки – настолько он опьянял.

Название танца происходит от немецкого слова, означающего «кружить, вращать», однако родину вальса установить невозможно. Салонный вальс произошел, вероятно, от смешения разных европейских народных танцев с одновременным их упрощением (отказом от прыжков, замедлением темпа).

В деревнях тоже танцевали вальс, даже тогда, когда он уже покорил бальные залы всего мира. valse-renoirВ сцене бала из оперы «Дон Жуан» Моцарта Донна Анна и Октавио танцуют менуэт, Дон Жупн и Церлина – контрданс, а вальс остается на долю слуги Лепорелло и крестьянина Мазетто.

Однако одновременно с невероятным успехом вальс приобрел и яростных противников. В Вене в начале XIX века было запрещено танцевать вальс более 10 минут. При дворе немецких кайзеров вальс был вообще запрещен – запрет отменили лишь в 1888 году. В пуританской Англии вальс осуждали за безнравственность.

В России вальс появился при Екатерине Великой, однако императрица не одобряла новомодный танец. А император Павел I вообще запретил вальс.

Вальс нарушил всю эстетику салонного танца прошлых веков, но главное, за что его осуждали моралисты, был близкий телесный контакт дамы и кавалера. Обхватить даму за талию и кружить ее по зале – это казалось невозможным и безнравственным. Долгое, стремительное вращение тоже считалось непристойным. Танцевальный этикет тех времен требовал неторопливых величавых движений, поклонов и реверансов на изрядном расстоянии друг от друга.

Ю.М. Лотман приводит суждение французской писательницы-моралистки Фелиситэ Жанлис: «Молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который ее увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом! Вот что такое этот вальс!…»

vals 2Вальс дурманил головы не только впечатлительным дамам, но и кавалерам: «Разыгралось вольное воображение юноши, когда в позволительных объятиях держал он соблазнительный стан графини, когда так близко от его взоров трепетала ускоренным дыханием весенняя грудь ее. Ах! Зачем выдуман вальс, зачем случается нам кружиться с красавицей, которой мы должны любоваться бескорыстно?» (Н.Ф. Павлов. Московский бал).

Вальс считался настолько «опьяняющим» танцем, что из него разрешалось выйти до окончания музыки. Иногда пара исполняла всего 2-3 тура танца. Когда дама хотела прекратить вальс, она говорила кавалеру «Merci» и слегка наклоняла голову – и кавалер, не переставая кружиться в танце, провожал даму к ее месту.

Весь XIX век прошел под знаком вальса. Появлялись новые танцы, которые на время становились более популярными (например, была мода на мазурку и целая «эпидемия» польки), но любовь к вальсу оставалась неизменной. Он пережил всех конкурентов, его красоту и чарующую чувственность не смог потеснить даже свирепый эротизм латиноамериканских танцев, хлынувших в Европу в XX веке. Вальс продолжает свое торжественное шествие, и в XXI веке все еще остается главным бальным танцем.

По материалам книги А. Колесниковой «Бал в России. XVIII-начало XX века». СПб, 2005.

Метки:

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Комментарий ( 1 )

Хотите что-то добавить?

  1. CharlesOl 17.08.2016 Reply

    Примечательно то, что из танцев прошлых эпох в XIX веке продолжают жить только те, в которых участвует большое количество пар.

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.