Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Веер: опахало, семафор и оружие

Сделать веер просто: сорвали лист лопуха или взяли сложенную газету — и обмахивайтесь на здоровье. Истории веера больше трех тысяч лет: он был и приспособлением для охлаждения, и модным аксессуаром, символом богатства, власти и могущества и даже смертоносным оружием.

Веерами пользовались везде — в Древнем Китае, Индии, Египте, Риме, Византии… Сначала веер был просто опахалом на ручке, потом появился складной веер-гармошка. Мало того, существовали боевые веера – ими подавали сигналы на поле боя, награждали за боевые заслуги, а также использовали как оружие.

Складной боевой самурайский веер состоял из восьми или десяти железных ребер и годился и для атаки, и для обороны. В других вариантах только крайние пластины были сделаны из металла или твердого дерева, и сложенный веер напоминал дубинку или меч.

Не только в Японии использовали боевые веера: например, при дворе правителей Кореи были запрещены ножи и мечи, поэтому веер стал для дворцовой знати удобным и скрытым оружием – в складках веера прятались маленькие лезвия.

В Европу веера пришли с Востока, но после падения Римской империи о них надолго забыли. Мода на веера снова вернулась только в XVI веке: это был статусный аксессуар, который делали из перьев павлина и страуса, кружев, слоновой кости, шелка, золота и серебра, украшали драгоценными камнями… На веерах писали целые картины.

В XVII веке веера стали очень популярны среди парижских кокеток: они использовали веер как семафор для передачи условных сигналов своим возлюбленным. «Язык веера» для обмена знаками на расстоянии был окончательно разработан в Испании. Таких знаков было несколько десятков. Важен был цвет веера, манера его носить, держать и т.д. Закрывающийся веер означал сомнение, закрытый — отрицание, полностью открытый — любовь, резкие быстрые взмахи — волнение от известий, похлопывание по раскрытой ладони — следуйте за мной, резкий жест сложенным веером рукоятью вперед — убирайтесь вон!

Таким образом, просто так обмахиваться веером было невозможно — окружающие могли «прочитать» это самым невероятным образом… Поэтому светские львицы очень внимательно следили за своими движениями.

В России веер появился с реформами Петра I. Скоро он стал обязательным аксессуаром на всех балах, торжествах и приемах. Как писали современники, «веер был настолько распространенным предметом, что дама чувствовала себя без веера столь же неловко, как кавалер без шпаги».

Веер обычно имел цепочку, за которую его можно было подвесить к поясу. На время танца веер можно было оставить в бальной зале на своем месте, отдать подержать своей спутнице или во время танца держать в левой руке (той, которая лежит на плече партнера).

В XVIII веке разрабатывались уже целые языки общения, наподобие азбуки Морзе. Прямо на веере гравировали азбуку, в которой каждая буква обозначалась двумя движениями веера. Кстати, такой же системой давно пользуются заключенные, перестукиваясь через стены: алфавит записывают в таблицу 5х6 клеток, и каждая буква имеет код, состоящий из двух цифр — номер столбца и номер строчки. Способ довольно медленный, но простой и надежный.

В наше время веерами почти не пользуются, они остались сувенирами или атрибутами театральных постановок и исторических реконструкций. Правда, веер становится модным свадебным аксессуаром. Кроме перчаток, сумочки и зонтика невесты нередко держат в руке веер из кружев или перьев.

Иван Арцишевский

Фрагмент картины Джеймса Тиссо (1836-1902) «Девушка с веером»

Метки: ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.