Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Встреча с учениками 209 гимназии

gimnasia-209

Здание Гимназии № 209 на ул. Восстания

Эту встречу мы с директором 209 гимназии Дмитрием Георгиевичем Ефимовым планировали давно – и вот, наконец, 22 марта она состоялась. В эти дни в школе проходила культурно-историческая игра, посвященная 400-летию Дома Романовых, и мы с ребятами размышляли о прошлом и настоящем России через призму правления и жизни рода Романовых. Интересно, что гимназия расположена в здании бывшего Павловского института благородных девиц, и праправнук ее основателя – князь Димитрий Романов – посетил гимназию в 2009 году.

О 400-летии говорят и пишут много, но дата эта — мифическая и условная. Династия Романовых правила всего 300 с небольшим лет, а самому роду Романовых гораздо больше, чем 400 лет. Но это прекрасная возможность вспомнить ту эпоху, вспомнить славные имена и великие достижения, а также поговорить о нашем месте и роли в истории и судьбе страны. Россия была великой державой – только правитель могучего государства мог позволить себе сказать: «Когда русский царь ловит рыбу, Европа может подождать».

Я рассказал ребятам о семье Романовых сегодня, чем живут, что их волнует. А также попытался объяснить, что образ Русского дворянства не может вместить в себя все многообразие человеческих индивидуальностей. Но можно отобрать из всего этого многообразия черты наиболее характерные. Дворян обучали: независимости, храбрости, благородству, чести. Эти качества природные, но образ жизни их может усилить или задушить. В дворянской среде развивались и совершенствовались те качества русского человека, которые, в идеале, должны были со временем проникнуть и в ту среду, где их некогда было развивать. Дворяне питали веру в то, что в будущем постепенно сгладится неравенство слоев русского общества и дворянская культура во всем ее объеме, от произведений литературы и искусства и до хороших манер, станет достоянием всех сословий, будет общим законным наследием свободных и просвещенных граждан. Хорошее общество может существовать и не в высшем кругу, а везде, где есть люди честные, умные и образованные. Вообще, существует лишь два рода людей — образованные и необразованные. Еще я попытался доказать ребятам, что что в каждом времени находится место благородству, чести.

«Кто из вас хочет быть физиком? Математиком?» — продолжаю задавать вопросы.  Робко поднимаются одна-две руки. «А космонавтом?» Недоумение. «Кто хочет стать бизнесменом? А чиновником?» Смеются.  Мы все хотим достичь успеха в жизни – и стать, например, Биллом Гейтсом. Но поверьте, он разбогател не потому, что у него была такая цель разбогатеть. Нет, ему было интересно то, что он делал. Он увлекся идеей программирования и ввел понятие операционной системы, создал Windows, те самые «окна» к которым мы так привыкли…  Это невероятно увлеченный человек, это увлечение и сделало его известным.

Одна из основных, базисных  идей дворянства заключена в простой истине: кому много дано, с того и много спросится. «А как Вы думаете, вам много дано?» – спрашиваю я ребят. С разных концов зала доносится дружное:«да!». Значит, действуйте,  учитесь, читайте книги, получайте знания. Не только гуманитарной или технической направленности – размышляйте о нравственности, морали, этике. Вам принадлежит будущее и какое оно будет зависит от вас.

Смотрю на ребят и вижу — задумались… Пытаюсь понять — «пробил» или нет? В любом случае, что-то осталось в головах…

Так разговор о Романовых и русской истории перерос в обсуждения вопросов нравственности,  целей в жизни. И на меня из зала смотрели горящие, любопытные, полные надежды глаза!

Я верю в вас, дети!

И.С. Арцишевский

[nggallery id=12]

Метки:

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.