Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Хамство и критика – как отличить?

hamstvo-kritikaЧто такое хамство?

Все интуитивно чувствуют его, но дать ему определение не так просто. Это пренебрежение, неуважение, грубость, унижение другого человека… Понятие хамства достаточно размыто, и зависит от культурного уровня людей, вступивших в контакт. Одно и то же выражение может одному показаться хамством, а другому – нет. Кроме того, хамство ситуативно, и отношение к фразе сильно зависит от сознательной или бессознательной установки человека. В некоторых случаях не так просто провести различие между хамством и оскорблением.

Главные составляющая хамства – агрессия и грубость – особенно пышным цветом расцветают в условиях безответственности и безнаказанности, которые дает власть или анонимность (например, анонимность в интернете).

Как противостоять хамству?

Хамство задевает и оскорбляет многих. Систематическое хамство на работе оказывается проблемой для людей, к хамству чувствительных. Даже случайное и кратковременное хамство, например, в общественном транспорте или в магазине, может надолго испортить настроение. Часто мы не можем устранить источник хамства, и в этом смысле оно непобедимо.

Изменить же свое отношение к хамству и свой индивидуальный способ реагирования на хамство мы можем всегда. Дело в том, что точно так же, как человек зависит от социальной ситуации, от поведения окружающих его людей, также и наше социальное окружение зависит от нашего поведения. Изменяясь сами, мы изменяет свое окружение, что помогает нам изменяться самим. Противостоять хамству можно. Нужно только знать как, и начать это делать.

Разница между хамством и конструктивной критикой

Иногда хамство таковым не является. Ситуации, когда человек даже безобидную критику воспринимает как хамство и агрессию, встречаются довольно часто. Психологи объясняют это тем, что человек настолько заранее готов к ощущению беспомощности и унижения, что постоянно находится в тревожном состоянии. Поэтому он реагирует на вполне нейтральные и полезные замечания как на хамство, пытаясь защитить свою личность.

Беда в том, что в этом случае человек теряет крайне важную и ценную информацию, которую несет в себе конструктивная критика.

  • Конструктивная критика всегда направлена против позиции оппонента, его действий или поступков, хамство – против личности.
  • Цель конструктивной критики – доказать неправильность позиции оппонента, цель хамства – оскорбить, унизить, повысить свою значимость за счет оппонента.
  • Критика основана на фактах, аргументах, доказательствах, хамство – на эмоциях.
  • Критика подразумевает уважение к оппоненту, хамство намеренно нарушает нормы этикета.

Даже выраженная в жесткой форме, конструктивная критика нам полезна, поэтому ее стоит принять во внимание. Обычно конструктивная критика исходит либо от компетентного в своем деле человека, либо от близкого человека, который нас хорошо знает и может сообщить то, что мы сами за собой не замечаем.

Хамят чаще всего чужие и некомпетентные люди, стремясь таким образом подчеркнуть свой статус и повысить свою значимость. Всерьез принимать их критику не следует, тем более – переживать по этому поводу. Конечно, большинству из нас трудно не переживать, если мы слышим публичные оскорбления, если критика нас унижает и ставит в глупое положение. Есть некоторые методики противостояния хамству, но о них мы поговорим позже.

Как критиковать правильно и конструктивно

  • Критиковать следует поступки и действия человека, но не его самого. Запрещается «переход на личности».
  • Критика должна быть обоснованной и аргументированной, а не просто заявлением «я так считаю, значит, я прав»
  • Конструктивная критика подразумевает возможность диалога. Критикуемый должен иметь возможность объяснить свои поступки и точку зрения. К сожалению, большинство критикующих абсолютно уверены в своей правоте и не слышат собеседника.
  • Критика не должна носить провокационный и язвительный характер, она не должна иметь целью «задеть за живое». Есть любители «резать правду-матку» в глаза, считая, что хорошая встряска и грубая правда пойдут человеку только на пользу, заставят его мобилизоваться и сразу исправить ошибки. Но такая «правда-матка», чаще всего, звучит грубо и оскорбительно и является хамством – несмотря на то, что это «правда».
  • Критикуя, нельзя забывать о тактичности и доброжелательности. Ведь критик желает добра, не так ли? Он не имеет целью возвыситься за счет собеседника. Поэтому не будьте слишком правдивы. Если нет настоятельной необходимости сообщить человеку обидную для него информацию, не сообщайте ее.

Иван Арцишевский

Метки: , , ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.