Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Интеллигенты и интеллектуалы

Д.С. ЛихачевИнтеллигенция – это таинственный персонаж русской истории, неизвестно когда появившийся и существующий только в России: в европейской культуре ему аналогов нет. Слово «интеллектуал», присутствующее во всех европейских языках, означает совсем другое. Хотя, конечно, во всем мире множество интеллигентных людей, но самого понятия «интеллигенция» ни у кого больше нет.

В иностранных словарях слово «интеллигенция» переводится, как правило, не само по себе, а вместе с прилагательным «русская».

Какие только определения ни давали интеллигенции: это и «ученые», и «люди творческого труда», и «квинтэссенция народной совести», и «катализатор перемен, ведущих народ, нацию, страну к свободе и справедливости, к высотам духовной культуры», и «гнилая интеллигенция», и совсем унылый вариант «интеллигенту присуща любовь к книге, вежливость, опрятность, отвращение к ненормативной лексике и т.д.».

Слово «интеллигенция» в привычном для нас значении появилось в русском языке примерно в середине XIX века. Однако понятие «intelligentia» существовало еще в древнеримской культуре и означало «хорошую степень понимания, ясное сознание».

А кто же такой интеллектуал? Он обладает большим объемом знаний, определённым мировоззрением и вообще является двигателем прогресса, но при этом может быть совсем не интеллигентным. Намерения у интеллектуала могут быть самыми благими (например, «Мы наш, мы новый мир построим»), но если он для достижения своих целей использует антигуманные средства, то легко превращается в тирана.

Интеллигентность требует уважения к человеческой личности, человеческой жизни. Именно поэтому Петра I, например, нельзя назвать интеллигентом – интеллигент не может взять топор и пойти рубить головы своим политическим противникам.

Современное понятие «интеллигентность» стоит на трех китах, два из которых – это образованность и креативность, то есть та самая интеллектуальность. Но интеллект, не отягощенный этической составляющей, может быть направлен в любую сторону – как добра, так и зла. Необходим третий кит – этическое самоопределение. Именно оно отличает интеллектуала от интеллигента.

Этическое самоопределение должно включать в себя

а) альтруизм,

б) толерантность,

в) благоговение перед культурой.

С другой стороны, образование – лишь один из элементов, и поэтому, как пишет историк и социолог И.В. Бестужев-Лада,  интеллигентным может быть человек любого социального статуса, если он порядочен и честен, благожелателен к окружающим, если он умен и начитан и постоянно стремится к пополнению знаний. У интеллигентного человека обостренное чувство социальной справедливости, он следует велениям совести, тактичен, терпим к инакомыслию, ориентирован на общечеловеческие ценности, ему свойствен интернационализм.Интеллигентность – условие развития личности и общества.

Характеристики интеллигентности

Приводим выдержки из статьи Д.С. Лихачева «О русской интеллигенции».  Как нам кажется, это довольно важные характеристики интеллигентности:

— «… интеллигент — это не только образованный человек» ;

— «… это представитель профессии, связанной с умственным трудом (инженер, врач, ученый, художник, писатель) и человек, обладающий умственной порядочностью» ;

— «Все интеллигенты в той или иной мере «творят», а с другой стороны,  человек пишущий, преподающий, творящий произведения искусства, но делающий это по заказу, по заданию в духе требований партии, государства или какого-либо заказчика с «идеологическим уклоном», с моей точки зрения, никак не интеллигент, а наемник» ;

— » К интеллигенции принадлежат люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам» ;

— «Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода,  свобода как нравственная категория» ;

— «Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли. Я убежден, впрочем, что можно быть и несвободным от раз и навсегда принятых принципов» ;

— «Человек должен иметь право менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. Если он меняет убеждения по соображениям выгодности,- это высшая безнравственность»;

— «Если интеллигентный человек по размышлении приходит к другим мыслям, чувствуя свою неправоту, особенно в вопросах, связанных с моралью,- это его не может уронить»;

— «Я очень ценю профессионалов и профессионализм, но это не всегда совпадает с тем, что я называю интеллигентами и интеллигентностью»;

— «Я бы сказал еще и так: интеллигентность в России — это прежде всего независимость мысли при европейском образовании.  А независимость эта должна быть от всего того, что ее ограничивает,  будь то, повторяю, партийность, деспотически властвующая над поведением человека и его совестью, экономические и карьерные соображения и даже интересы специальности, если они выходят за пределы допустимого совестью»;

— «Черта, определявшая характер русской интеллигенции, — это отвращение к деспотизму, воспитала в ней стойкость и чувство собственного достоинства».

Д.С.Лихачев. О русской интеллигенции

Письмо в редакцию
(Новый мир – 1993 — №2)

Бизнес-клуб Ивана Арцишевского

Метки: ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.