Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Что лучше действует: кнут или пряник? Часть II: пряник.

девушкаПродолжаем разговор о поощрениях и наказаниях (или «морковке и палке»). Очевидно, что если основная разумная цель использования наказаний в организации — это избежание неудач (кстати, есть и неразумные, например, «чтобы служба мёдом не казалась»), то соответственно, поощрения нужны для успеха и развития.

Как и в случае с наказанием, поощрение должно быть направлено на конкретные действия сотрудника, а не на него самого или какие-то его качества. Виды поощрений в каждой организации различаются, но в основном разделяются на два вида — материальные и нематериальные. Также бывают и смешанные: например, направление сотрудника на учёбу за счёт организации можно рассматривать как материальное поощрение этого сотрудника. Мы будем говорить в основном о нематериальных видах поощрения.

НО: Есть очень важное правило — поощряйте тем, что действительно ценно для сотрудника.

Например, бывает такая форма поощрения коллектива в целом, как праздник по случаю юбилея фирмы и успешной работы коллектива на протяжении многих лет. Очень часто на такой праздник приглашаются партнёры из других организаций, представители покупателей и поставщиков. Если вы делаете праздник, то определитесь, праздник ли это или нечто иное, например, пиар-акция. Если это не праздник, то это работа, которая должна быть отдельно оплачена, или на худой конец не позиционироваться, как поощрение.

Ничто так не раздражает сотрудника, как поощрение, которое он не считает поощрением. Что должен чувствовать человек, которого начальник, в присутствии остальных сотрудников «поощрил» следующей фразой: «Вы в этом месяце отработали гораздо лучше остальных сотрудников, вы просто звезда!». Поощрения не должны быть и двусмысленными: например, фраза «Ну можете же делать хорошо, если захотите»  вряд ли выглядит бесспорным комплиментом.

Мы для удобства будем нематериальные поощрения называть комплиментами. А что же такое комплимент? Словари дают такое определение: комплимент — это приятное, лестное высказывание, похвала, основанная на реальных фактах, иногда слегка преувеличенная.

НО: совсем строго говоря, комплимент отличается от лести и похвалы.

Лесть — это сильное и грубое преувеличение достоинств, причем обычно льстит низший высшему для получения какой-то выгоды для себя.

А похвалить, наоборот, может только высший низшего — например, руководитель — подчиненного, родитель — ребенка, хозяин — собаку. Даже среди равных похвала чаще всего неуместна: она как бы расставляет роли — «начальник» и «подчиненный». Нужно иметь право похвалить.

А комплимент —  это приятная правда, сказанная вовремя, иногда слегка преувеличенная, без «пристройки сверху» (так психологи говорят о похвале, в отличие от комплимента, который нередко бывает основан на «пристройке снизу»).

Но мы будем похвалу начальника (который имеет право хвалить!) тоже называть комплиментом.

Какие бывают комплименты?

Они могут быть ориентированы на:
— внешность
— способности (интеллект)
— эмоциональную сферу
— волевую сферу
— профессиональную сферу
— личность в целом.

Комплименты могут различаться по форме:

— сравнение

— оценка

— комплимент другому человеку, на фоне «антикомплимента» самому себе

— косвенный комплимент

— завуалированный комплимент

— инверсия (превращения недостатка в достоинство)

— парадокс

— встроенный комплимент

— сложный комплимент, который включает несколько видов

Не всегда, когда мы хотим сказать приятное, получается именно комплимент. Например, «Сегодня Вы на удивление хорошо выглядите» или «Ну наконец-то у Вас получился документ, к которому невозможно придраться, не то, что раньше». Эти высказывания, по меньшей мере, являются сомнительными. То есть перед тем как вы хотите что-то сказать сотруднику, проанализируйте свои эмоции и чувства к этому человеку в настоящий момент и аккуратнее выбирайте слова.

Ещё один очень важный момент в технике применения поощрений – это психологический тип человека, которого поощряешь. У разных людей разные ценности. И то, что ценно для одного, является, в лучшем случае, пустышкой для другого. Но о разных типах людей и подходящих для них комплиментах мы поговорим в следующий раз.

Центр этикета «Европейский формат»

По материалам сайтов www.kadrovik.ua, www.tarusexpert.ru

Фото с сайта erddig.typepad.com

Метки: ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.