Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

"Кодекс школьной чести" не в чести

ria-novosti12 августа в преддверии нового учебного года в РИА-НОВОСТИ совместно с директорами гимназии № 209 Дмитрием Ефимовым и гимназии №56 Майей Пильдес мы обсуждали инициативу депутатов Госдумы создать «Кодекс школьной чести». В частности, якобы созрела необходимость внедрения правил поведения в школьном пространстве для учителей. По мнению депутатов введение дресс-кода будет способствовать формированию «скромности и сдержанности» педагогов.

Сразу же возникают определенные вопросы к инициатору создания кодекса, члену Комитета Госдумы по вопросам семьи Елене Сенаторовой. Достаточно посмотреть на фотографию депутата с официального сайта, чтобы понять что она выступает нарушительницей собственных же инициатив. Думаю, Елена Сенаторова с успехом попала бы на доску позора, которую предлагает ввести для педагогов.

Инициатива вызывает недоумение, порождает немало вопросов и наводит на размышления. Директор гимназии №56, народный учитель РФ Майя Пильдес, являясь членом общественного совета при Министерстве образования РФ, пожалуй, выразила общую точку зрения педагогического сообщества. «Я страшно завидую нашим депутатам. Как будто накануне нового учебного года у нас нет других проблем…Весь разговор о «кодексе чести» сводится к длине юбки, открытости декольте, цвету помады. Но решение этой проблемы не нужно искать на поверхности — оно лежит в глубине педагогического образования».

Директора не отрицают существующую проблему. «1 сентября учитель войдет в класс и, если будет выглядеть недостойно, потеряет его навсегда. – продолжает Майя Борисовна. — Я за красивых, ухоженных учительниц, от которых у детей захватывает дух. Умение красиво одеваться — это тоже часть педагогической культуры и в вузах наряду с изучением основ предмета необходимо преподавать методику и педагогику в самом широком смысле, затрагивая аспект внешнего вида будущего учителя».

Директор гимназии №209 Дмитрий Ефимов также согласен с тем, что ни один кодекс не даст решения проблем: «Введение кодекса это обратное движение – то, что раньше воспринималось как дух, сейчас подводится под букву закона. Выход — в каждодневной работе и с учителем, и с учениками».

В свете этих рассуждений на память приходит эпизод из одного произведения братьев Стругацких, где описан момент приема в космическую школу. Там не спрашивали фамилию поступающего, вопрос был иным: «Кто был твой учитель?». Учитель должен понимать, что он приходит к детям, которые будут брать с него пример. Где учился будущий учитель? Где формировалась его личность? Вопрос одежды учителей – это вопрос формирования педагогических кадров.

Хочется напомнить, что костюм всегда был показателем положения в обществе, а выбор деловой одежды обусловлен тремя факторами: кем работаю, где и с кем. Школа – это место, имеющее отношение к обязательному дресс-коду. Но форма снимает гендерный признак, поэтому считаю, что в учебных заведениях обязательно должен быть введен дресс-код, но без формы для педагогов.

Несомненно, «Кодекс школьной чести» совсем не то в чем нуждается российская система образования. Проблема гораздо шире и законодательно ее не решить. Мы должны сформировать гражданское общество, а оно возникнет только там, где люди ощущают себя народом, а не населением. Мы великая нация и великий народ. Только после осознания культурной самоидентичности и уважения друг ко другу будет стыдно выйти на улицу города в «семейных трусах» и сланцах на голую ногу, а  педагогу прийти в школу в вызывающем виде.

 

 

 

 

 


Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.