Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Магические ритуалы в жизни современного человека

магический хрустальный шарСовременная культура содержит значительное количество магических элементов и ритуалов. По степени осознанности подобные ритуалы можно разделить на следующие четыре группы:

  • магические обряды, которые совершаются осознанно, с пониманием их сущности;
  • обряды, совершаемые в рамках религии;
  • неосознанные обряды, которые производятся под влиянием традиций;
  • обряды, совершаемые детьми.

Начнем с первой, наиболее малочисленной, группы ритуалов. К ней относятся обряды, совершаемые людьми, которые сознательно практикуют магию или используют ее в своих целях, в том числе и магические ритуалы, применяемые в быту. Например, «продажа» или «отдача» бородавок, заговаривание икоты и т.д.

Интересны в этом плане обряды, которые используют студенты и учащиеся. В этой среде существует множество ритуалов, связанных со сдачей экзаменов. В соответствие с гомеопатическим законом магии «подобное притягивает подобное», например, рекомендуется обмакивать палец в чернильницу, чтобы знания, написанные чернилами, «вошли» в человека. Чтобы получить отличную оценку кладут в обувь под пятку пятикопеечную монету. Перед экзаменом категорически не разрешается бриться и мыть голову (чтобы в соответствии с законом подобия не смыть знания).

Группа магических ритуалов, совершаемых в рамках религии, является более многочисленной. В нее входят ритуалы, которые появились при смешении религиозных идей с народными магическими культами. Например, в сельских местностях в соответствии с сохранившимся до сих пор поверьем, пищу, оставшуюся после трапезы, выбрасывают, а до еды тщательно прикрывают, поскольку считается, что если оставить пищу без крышки, то «черт нагадит».

Корни данной традиции уходят к древнему табу, в соответствии с которым нельзя есть в присутствии других людей, а после еды остатки пищи должны уничтожаться. Такого рода традиции являются предохранительными против наведения порчи на поевшего через остатки пищи (которые по симпатическому закону связаны с пищей, находящейся в желудке).

Но наиболее интересна третья группа — ритуалы, совершаемые людьми неосознанно, под влиянием традиций. Невероятно большое количество подобных ритуалов можно обнаружить, анализируя этикет и правила вежливости. Очень многие подобные правила являются остатками первобытной предохранительной магии. Например, закон гостеприимства, принятый практически у всех цивилизованных народов, является остатком предохранительных мероприятий против уже описанного наведения порчи через остатки пищи.

Действительно, если человек, присутствующий в доме, но не являющийся членом семьи, захочет навести болезнь на кого-либо, он сможет это сделать только при условии, что сам не ел этой пищи за общим столом, в противном случае он рискует повредить сам себе. Отсюда же происходит и обычай «чоканья» бокалами, которое первоначально предназначалось для того, чтобы разбрызганные напитки ритуально смешались.

Корни многих этических запретов также лежат в магии — например, запрет свистеть в помещении. В деревнях обычно говорят «не свисти, а то хозяйство просвистишь». В этой фразе сразу улавливается полуосознанное использование гомеопатического закона.

Подобным же образом произошли запреты переворачивать хлеб «вверх ногами», класть на стол ключи и т.п.

Существуют запреты, основанные и на симпатическом законе — например, запрет плеваться в общественных местах, который является следствием боязни быть подвергнутым магическому нападению через слюну.

Проявление неосознанной магии в нашей жизни очень ярко проявляются в современных армейских ритуалах. Являясь наиболее консервативной силой, армия хранит, почти не изменяя сути, те ритуалы, которые применялись еще в глубокой древности. К таким ритуалам относится присяга, которая ведет свою историю от тотемической инициации, превращающей юношу во взрослого воина племени; хранение и почитание знамени части (фетишизм); отдача чести (ритуалы благопожелания и отпугивания нечистой силы) и многие другие.

Существуют также неформальные традиции в отдельных частях и подразделениях, которые передаются от поколения к поколению, сущность которых также является магической. Например известный ритуал, в соответствии с которым за сто дней до приказа «деды» бреются налысо и перестают есть выдаваемое в столовой масло.

И, наконец, последняя, четвертая группа магических ритуалов, существующих в современном обществе, это детская игровая магия, которая тоже может быть разбита на осознанную и неосознанную. Если верно высказывание, что «первобытная культура — это детство человечества», то нет ничего удивительного в том, что детская культура очень напоминает первобытную. Действительно, первой игрой, в которую играет маленький человек, является подражание животным, что соответствует периоду тотемизма в первобытной культуре. Позднее, в возрасте 6-8 лет ребенок проходит стадию мифотворчества — увлечения «страшными историями» о ведьмах, вампирах, черной руке, пиковой даме и т.д.

Следующей идет стадия сознательной магии, когда многие дети пытаются с помощью определенных ритуалов, корни которых как правило лежат в святочных гаданиях, вызвать какие-либо потусторонние существа и попросить их о чем либо. Например, для вызова одного из персонажей детской мифологии — Черной Руки необходимо вынести из комнаты все предметы черного цвета, затем протянуть по диагонали комнаты черную нитку, на которую повесить белую бумажку с надписью, сделанной черной ручкой: «Черная Рука приходи» и просьбой. Считается, что в полночь Черная Рука приходит и может выполнить просьбу, однако, если в комнате найдется хотя бы один черный предмет, кроме нитки, и надписи, то она задушит вызывавшего.

Несмотря на то, что этот ритуал явно выдуман детьми, он построен на использовании гомеопатического закона магии — «подобное притягивает подобное», причем в самом простевшем варианте: черная надпись притягивает Черную Руку (то есть не событие притягивает событие, а объект притягивает объект). В этом ритуале присутствует также такой элемент первобытной магии, как табу, нарушение которого карается вызываемым потусторонним существом.

Интересно также заметить, что навязанные обществом фетиши типа октябрятского значка и пионерского галстука воспринимались детьми адекватно, то есть именно как магические фетиши. Например, честное пионерское слово считалось недействительным, если дававший был без галстука. Впрочем, подобным же образом действуют и военные, которые не отдают честь без фуражки

По материалам книги

Сафронов А.Г. «Психология религии» Ника-Центр, 2002

Метки: ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.