Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

С кем лучше работать: с умным уродом или с симпатичным дураком?

doctor-house-2Это очень непростой вопрос. С точки зрения эффективности (в интересах дела), казалось бы, лучше умный квалифицированный урод со скверным характером. Но оказывается, что это далеко не так – мы выбираем партнеров для работы по совершенно иным критериям.

Современный бизнес стоит на двух китах: профессиональные знания и эффективное взаимодействие, то есть сотрудничество как отдельно взятых работников, так и целых коллективов. С кем мы предпочитаем сотрудничать? Недавние  исследования американских ученых показали, что на производстве неформальные отношения между людьми часто имеют большое или даже слишком большое значение: например, при выборе партнера по работе.

Выбирая партнера, мы руководствуемся самыми разными соображениями: например, что работать бок о бок с ведущим сотрудником престижно или что постоянное общение с «нужным» начальником поможет быстрее продвигаться по службе. Но решающими обычно оказываются два фактора: компетентность (хороший ли он специалист?) и человеческие качества (каково будет с ним работать?).

Социологи изучили четыре совершенно непохожие друг на друга организации (коммерческие и некоммерческие, большие и малые, североамериканские и европейские). Работников просили оценить своих сослуживцев по двум параметрам – по характеру и профессионализму.

Получилось четыре типа людей: «умный урод» (высококлассный специалист, но неприятный человек, которого избегают), «симпатичный дурак» (ничего не знает, но человек хороший), «суперпрофи» (и человек замечательный, и профессионал отличный) и «полный придурок» (ну это объяснять не надо). Конечно, такое деление весьма условно.

Один из выводов вполне очевиден: все предпочитают работать с «суперпрофи» и никто не хочет иметь дело с «полными придурками». Интереснее, как выбирают между «умными уродами» и «симпатичными дураками».

Принято считать, что на работе самое главное — профессионализм, а не человеческие качества. Но оказалось, что это далеко не всегда так.

Оказалось, что в рабочих отношениях (не в дружбе, а именно в деловых контактах) чувства играют очень большую роль: и выбор партнера зависит прежде всего от  отношения к человеку, а не от его профессионализма. Иначе говоря, если человека откровенно не любят — то его знания и квалификация никого не интересуют, и с ним никто не хочет работать. И наоборот, если человек нравится, то коллеги будут благодарны ему даже за незначительный вклад в общее дело.

Разумеется, для кого-то компетентность все же стоит на первом месте. Но почему большинство ценят ее только на словах? Психологи объясняют это так: «Если ты предпочитаешь «симпатичного дурака» «умному уроду», то как будто расписываешься в собственном непрофессионализме. Поэтому никто не признается в этом даже себе».

Стоит ли избегать «умного урода» зависит от ситуации: иногда его грубость и покровительственные интонации – не самая высокая плата за помощь, знания и опыт. Прекрасный пример — доктор Хаус из одноименного сериала. Но порой из такого человека трудно выудить необходимую информацию, наладить взамодействие – просто в силу его характера. В этом случае «симпатичный дурак» охотно поделится любой (хотя, вероятно, и не самой полной) информацией и бескорыстно поможет вам освоить новые навыки.

Плюсы и минусы обаяния

Социальные психологи давно выяснили, какие люди нам нравятся:

— те, кого мы знаем;

— кто похож на нас;

— кто испытывает к нам теплые чувства или нравится нам — либо внешностью, либо характером (тактичным, жизнерадостным, щедрым и т. д.).

Плюсы работы с теми, кто нам нравится:

  1. Растет эффективность работы (не тратится время на притирку)
  2. Мы чувствуем себя увереннее
  3. Коллеги, между которыми устанавливаются дружелюбные отношения, легко воспринимают новые идеи, помогают и доверяют друг другу. Мы точно знаем, что всегда сможем воспользоваться их знаниями и сами в любой момент придем им на помощь.

Минусы работы с теми, кто нам нравится:

  1. Близость по духу имеет недостаток: любая проблема оценивается с одной и той же точки зрения. Если группа состоит из людей с разными взглядами, этого не происходит: несмотря на вероятные трения и недопонимание, ее члены могут в неожиданном ракурсе увидеть поставленную задачу и найти принципиально новое ее решение.
  2. Коллеги, которые хорошо относятся к нам и с которыми нам приятно работать, не всегда лучше всех справляются со своими обязанностями.
  3. Работая с обаятельным коллегой, вы приятно проведете время, но мало что сделаете.

Для создания эффективных производственных отношений и сохранения теплой дружеской атмосферы нужно научиться использовать плюсы работы с симпатичными людьми и избегать минусов отбора партнеров по принципу личной симпатии.

Иван Арцишевский

 

Метки: ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Комментарий ( 3 )

Хотите что-то добавить?

  1. Ольга Подшувейт 13.09.2014 Reply

    Уважаемый Иван Сергеевич, спасибо Вам огромное за то, что переедаете нам свой удивительный жизненный опыт, знания и мудрость! С умными «уродами» лучше, чем с симпатичными дураками!!! Я абсолютно убеждена, что умные глаза и доброта любого человека делают красивым, симпатичным и приятным в общении. В этом мире все так относительно! И что значит умный человек сегодня? Какой объем информации должен быть в голове, чтобы тебя считали умным?

    Если человек по своим психологический качествам моральный урод, то и умным он быть не может, особенно в век информационных технологий. Доктор Хаус, мне кажется пример не сильно из жизни, да и по сценарию он сам не всегда знал ответ.

    Дураки — страшная сила, мутирующая в зависть, хамство, беспринципность….
    Самодостаточность и взаимоуважение, умение общаться сегодня имеют куда большее значение, чем объем знаний и красота.

    P.s. Я очень хорошо помню свои первые ощущения 14 лет назад, когда студенткой второго курса пришла на практику в КВС. Есть такие люди, рядом с которыми умнеешь просто от того, что находишься рядом. Здоровья Вам и Радости!!! Очень жаль, что таким суперпрофи как Вы душно в Смольном :(

  2. Настена 11.09.2014 Reply

    у нас на работе есть человек девушка с которой я не хочу работать. я старшая в отделе, она работает у нас 5 месяцев, на все мои замечания по работе, о том что нужно предупреждать куда пошла, что не выйдешь на работу, и не скрывать если что то сделала не так потому что идут штрафы, я узнаю это все от третьих лиц. а за спиной говорит всякие гадости про меня другим коллегам. правда кто работает давно со мной ваще ее не слушают а новенькие уши распустят.поговорить пыталась почему так себя ведет- уходит. сказала что уволена просила дай мне последний шанс(я человек добрый не конфликтный, всегда помогаю если всем). начальник говорит тебе решать с кем работать, но как то жалко.подскажите как себя вести?? может действительно уволить?

    • Иван 11.09.2014 Reply

      Иными словами: Ваша подчиненная делает ошибки в работе, скрывает свои ошибки — в результате штрафуют весь отдел, нарушает трудовую дисциплину, прогуливает, распускает сплетни о Вас, при этом работает в Вашем отделе всего 5 месяцев и вряд ли является ценным специалистом… И Вы еще сомневаетесь, что делать?
      Решите для себя — что для Вас важнее: дружеские (а такие ли дружеские, если сплетни и «подставы» по работе?) отношения или нормальный производственный процесс? Наверное, на работе все-таки важнее работа.

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.