Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Этикет как социальный феномен

В пожаре революций 1917 года мы утратили огромный пласт культуры, вместе с нормами поведения, общения и, в том числе, культурой внешнего вида. Предпринятые чуть позже попытки создать советский этикет — воплощались эти идеи малообразованными людьми с ограниченным кругозором — выглядели довольно наивно, а иногда и проственецияо смешно (достаточно вспомнить знаменитый приветственный поцелуй Л. Брежнева с Э. Хонекером). А вот ленинградский стиль одежды, общения, культуры в советские времена был уважаем во всём СССР. К сожалению, в последние несколько лет восторжествовал принцип «Если модно – значит можно», а потому даже в Смольном можно увидеть «полуспущенные брюки». И теперь нам предстоит пройти огромный путь, чтобы сделать нормы этикета неотъемлемой частью нашей жизни. Об одежде и правилах поведения как индикаторе культуры общества размышляют преподаватели «Центр эффективных коммуникаций Ивана Арцишевского» Иван и Нина Арцишевские.

Как должны выглядеть люди на улицах Петербурга?

Н. Л.: Сообразно тому городу, в котором живут. Центр Петербурга, созданный как архитектурный шедевр, требует уважительного к себе отношения, то есть выходя на улицу мы становимся частью городского пейзажа и не должны диссонировать с ним. Это касается как петербуржцев, так и на гостей нашего города. В основе любого костюма должен быть принцип не «так мне удобно», а «так здесь прилично». Удобство окружающих — на первом месте, а личные предпочтения – уже потом. И в идеале у гармонично развитого человека «общественное» и «личное» не должны входить в конфликт. Само слово «костюм» в переводе с латыни означает «традиция, привычка». Одежда всегда отражала классовое разделение людей. В Древнем Риме, например, только свободные граждане могли носить тогу, рабы такого права не имели. А в Средние века нарушившего правила ношения одежды ждало суровое наказание, ведь он своим внешним видом вводил окружающих в заблуждение!

Внешний вид людей на улице зависит от времени года, времени суток и места наблюдения. Например, ранним зимним утром главную улицу нашего города заполняет довольно мрачная толпа спешащих на работу. Летом в этой массе появляется много откровенно плохо одетых мигрантов, совершенно не комплексующих по поводу своих шорт и сланцев в центре культурной столицы. Днём и особенно в белые ночи их сменяют иностранцы. Они очень выделяются своим доброжелательным, абсолютно неагрессивным видом. А вот у наших сограждан, особенно женщин, и в одежде, и в макияже, и в стиле поведения заметен избыток «сексуального призыва». Возможно потому, что они испытывают острейшую конкуренцию в борьбе за внимание сильного пола, в противовес Западному миру, где, наоборот, мужчины борются за женщин.

И.С.: Этикет – это, прежде всего, общественный договор между людьми. Соблюдая его, мы договариваемся, как мы будем себя вести для того, чтобы всё было предсказуемо. Это один из самых древних социальных феноменов в обществе. Он – часть общественных отношений и будет существовать на протяжении всей истории человечества. Современный этикет ломает условности сословного деления, экономически мы все имеем возможность прилично одеться. Мир становится однородным, и на улице в одежде нет резких границ. Всё теперь зависит от меры воспитания и вкуса, то есть от базовой культуры общества. Можно накрасить губы, но при этом не помыть лицо.

Проблема «как одеваться» выявляет более серьёзный кризис общественного договора «как себя вести». Мы смотрим на депутатов, членов правительства, слушаем их выступления… И нередко они не помогают, а, наоборот, мешают решать важную социальную проблему воспитания людей, формирования вкуса, понимания моды и пределов её допустимости. Отчасти, потому, что культурный и образовательный уровень многих представителей нашей власти, увы, невысок.

Что делать?

И. С.: Конечно, самый простой способ — одеть всех в форму, подобно тому, как сделали в Корее и дальше только осуществлять функцию контроля. Но более правильным представляется другой путь. Поднимать культурный уровень: создать идеологию и воспитывать. Причём делать это системно в государственном масштабе; длительно и массово, а не малыми вкраплениями. Нужна пропаганда культуры.

В Голливуде снято множество великолепных игровых фильмов, где (подобно классической русской литературе) ненавязчиво учат человеческим отношениям и тому, как одеваться, и тому, какие вещи надо осуждать. Голливуд  пропагандирует американскую мечту, идею и, просмотрев такой фильм, американец выходит с гордостью: «классная эта Америка!».

А в наших сериалах, например, повсеместно при показе интерьеров богатых домов —  нет не только полок с книгами, нет книг вообще. Казалось бы мелочь, но какая характерная! У нас утрачен и институт общественного осуждения. Не стало такого понятия: «мне неудобно», например, выйти в шортах на Невский.

Н.Л.: Понятие «удобно — неудобно» надо формировать заново. Книгами, статьями. Роль ТВ и Интернета безмерна. Сказанное с экрана воспринимается как истина в последней инстанции. Нужно разработать и методично воплощать идеологию «морального кодекса». Проблема в том, что декларировать намного проще, чем учить. Необходимо образованных и порядочных людей привлекать для создания образовательных программ, посвящённых культуре и истории. Нужен цикл государственных программ, сделанных талантливыми людьми. Вместо «Дом-2» и «Comedy Club» стране нужны «Умники и умницы»,  «Что? Где? Когда?».

И.С.: Действительно. Вместо «Дом-2» сделать такой «Дом-22», где рассказать «как и что надо делать, как прилично, как и где уместно». Но рассказать со вкусом, интересно, чтобы люди, в том числе и молодежь, смотрели. И ключ — в подборе людей, которые знают и умеют это делать.

Кто и как этим должен заниматься?

И.С.: Представители культурной и научной элиты. Для этого должны быть созданы государственные программы с государственным же финансированием. К сожалению, сегодняшние чиновники катастрофически малообразованны, и, именно поэтому, таких программ нет.

Целесообразно прямое обращение к гражданам России, создание такого тренда: «уметь себя вести, правильно одеваться, правильно здороваться, писать вежливые письма — это здорово!» Именно это, а не то, что у меня «бентли», а у Вас – только «шевроле».

 Н.Л.: Детям «что такое хорошо и что такое плохо» должны объяснять не только родители, но и школа, и общество (книги, плакаты, мультфильмы). А у нас даже самый моральный современный мультфильм «Смешарики» сделан прямолинейно и упрощённо. Надо идти дальше. А пока создается нечто новое, давайте вернем на экраны старые мультфильмы, такие как «Дюймовочка», «Малыш и Карлсон», «Кот Леопольд» и «Вини Пух». Почему то сегодня в телеэфире вообще отсутствуют российские мультфильмы.

И.С.: Вот показатель нужного качества: мы из «Винни-Пуха» до сих пор цитируем целые фразы, а из «Смешариков» — ничего.

За какой срок мы можем увидеть реальные плоды нашего труда в этом направлении?

Н. Л.: Уже за одно поколение, если дети будут смотреть хорошие передачи, читать книги, в детсадах, школах, вузах находиться в этой системе. А уже их дети будут вообще замечательные.

И.С.: Глубинные последствия увидим через поколение, а вот реальные сдвиги — уже через несколько лет. Достаточно на ключевые проекты поставить толковых и честных людей, и выделить на это средства.

Как выглядит сейчас экскурсовод?

Н.Л.: В большинстве своём сейчас экскурсоводы одеты плохо. И, увы, высочайший профессионализм, заставляющий через минуту забыть, как они одеты, стал большой редкостью. А ведь дети смотрят на них, и, слушая не очень профессиональный рассказ, отмечают, как такой внешний вид диссонирует с музейными интерьерами, ведь у нас многие музеи расположены в бывших дворцах. Стоптанная обувь, растянутые кофты, или, наоборот, чрезмерное обилие украшений в сочетании с не очень интересным рассказом удручают. Это общая культура и культура подачи информации. Это профессионализм.

А как должен выглядеть? И как этого достичь?

Н.Л.: Если экскурсовод — профи, то и выглядеть будет соответственно. Элегантно, по-деловому. Он же на работе. Одежда чистая аккуратная, в стиле строгий «casual». Вид экскурсовода не должен мешать экскурсанту воспринимать окружающую среду.

И.С.: Удобно и свободно, но элегантно и со вкусом. Надо воспитывать этот вкус к одежде, к внешнему виду. Это вопрос общей культуры. И на курсах экскурсоводов есть смысл ввести хотя бы небольшой курс по деловой одежде, чтобы показать, как следует одеваться и почему. Когда я работал в ленинградском «Интуристе», там была самая лучшая школа экскурсоводов. Великолепная школа языка, одежды, культуры, знания города. Этому очень серьёзно учили. Там была создана атмосфера гордости за то, что ты здесь работаешь, гордости за город, который представляешь и ощущение команды.

Одежда, внешний вид, образ в целом – это дополнительный регистр общения и экскурсовод должен задействовать его наравне с другими, ему доступными. Важно понимать, что ты хочешь показать своей одеждой. В идеале экскурсовод должен, выходя к группе, всем своим видом показать: как интересно я сейчас расскажу! И потом, действительно, рассказывать (хоть и сотой группе) так, чтобы они на всю жизнь это запомнили. А для этого нужно учиться, читать, интересоваться. Методички, семинары, самостоятельная профессиональная подготовка. Нельзя останавливаться.

Мы все по русской манере пребываем в ожидании золотой рыбки. Но реально чего-то можно добиться только через повышение своей квалификации. Конечно, социальное устройство государства должно давать возможности для того, чтобы знания и навыки, а не деньги, были «социальным лифтом». Этикет глубоко связан с философией. Мировой тренд сегодня – ценность человеческой жизни, когда в основе общения лежит уважение к достоинству другого человека. Воспитанный культурный человек должен сам определить, как ему выглядеть. Ведь это — отражение его личности и внутренней культуры. И потому по-настоящему важно воспитывать личность, а не только внушать, как именно надо одеваться.

Журнал «Мир экскурсий»


Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.