Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

Этикет: устаревшие кандалы или еще одна степень свободы?

Freedom-FrudakisМы вежливо здороваемся,  прощаемся, любезно улыбаемся,  держим нож в левой руке, а вилку в правой,  пропускаем дам вперед, словом, соблюдаем тысячи привычных мелких условностей, которые принято называть этикетом… И иногда закрадывается мысль: а зачем? А если обойтись без всех этих условностей, стать проще, при этом и люди к нам потянутся, как советует расхожая житейская мудрость…

Не потянутся. Люди интуитивно тянутся туда, где им комфортно. Именно соблюдение правил этикета приносит эмоциональный комфорт и уверенность в себе, а также позволяет уверенно владеть ситуацией.

В 20-х годах прошлого века пришедшие к власти в России рабочие и матросы отменили этикет как буржуазный пережиток. Были отвергнуты церемонии – и общение стало подчеркнуто бесцеремонным, неуважительным, грубым. Отсутствие хороших манер даже доказывало «классовую чистоту», и плоды этого перевернутого с ног на голову этикета мы пожинаем до сих пор.

До сих пор многие полагают, что культура – это то, что хранится в музеях, нечто отделенное от повседневной жизни. Например, можно восхищаться произведениями искусства в Эрмитаже, но при этом обклеивать объявлениями водосточные трубы и стены домов в историческом центре города.

Этикет, ПДД и уважение друг к другу

Этикет – очень удобная и полезная вещь, он чем-то напоминает правила дорожного движения. Все участники корректны, проявляют уважение друг к другу, подчиняются правилам, и их поведение предсказуемо. Нам всем, живущим в наше время и в нашей стране, больше всего не хватает уважения – и к себе, и к окружающим. Человек, не уважающий себя, не имеющий чувства собственного достоинства (не путать с чванством, спесью и самодовольством), не может и уважительно обращаться с другими.

Интеграция России в мировую экономику – это интеграция людей в мировое сообщество, и чтобы нас принимали там как равных, необходимо соблюдать правила поведения, принятые во всем мире. Многие замечали, что европейцы в быту ведут себя проще и непринужденней, чем наши соотечественники. Но этикет – это как раз не сложность, скованность и куча малопонятных правил, этикет – это простота, предсказуемость и уважение друг к другу.

Конечно, каждый сам решает – соблюдать этикет или нет. Но тем, кто хочет произвести хорошее впечатление, не выглядеть глупо и располагать к себе людей, он необходим. Образование в области норм поведения еще никому не помешало, а вот незнание этикета навредило многим.

Этикет и бизнес: соблюдать правила этикета экономически выгодно

В наше время этикет – это еще и экономическая категория. Репутация фирмы, а, соответственно, и успешное ведение бизнеса, очень сильно зависит от младшего и среднего персонала, непосредственно работающего с клиентами и партнерами. Девушки на ресепшен, менеджеры, секретари, охранники – никто из них не принимает глобальных решений, но они первыми встречают посетителя и формируют имидж организации. Все они – «лицо» фирмы, и это «лицо» должно выглядеть по-деловому, быть воспитанным и корректным и соблюдать правила делового этикета.

Мало того, отсутствие навыков поведения может обесценить многие профессиональные знания и умения. Для карьерного роста необходим позитивный имидж, но его невозможно создать без умения правильно себя вести, говорить, одеваться.

Конечно, деловой этикет должны соблюдать все сотрудники компании на всех уровнях. Это создаст в коллективе доброжелательную, комфортную атмосферу, улучшит психологический климат, увеличит производительность труда, рабочее время будет использоваться более рационально и т.п. Цену бескультурья и хамства можно вычислить и выразить в деньгах.

Кроме того, существует известная управленческая аксиома: только довольный внутренний клиент может создать довольного внешнего клиента. Иными словами, если внутри компании сотрудники (внутренние клиенты) не соблюдают деловой этикет, если руководитель не считает нужным проявлять хорошие деловые манеры, а сотрудников не устраивает стиль руководства и качество общения в коллективе, то не стоит удивляться, что такие недовольные внутренние клиенты проявляют холодность, безразличие, а подчас и грубость, в отношении внешних клиентов.

Этикетное деловое поведение экономически выгодно. Многие преуспевающие компании, формируя свой уникальный фирменный стиль, требуют от сотрудников безупречных деловых манер. Этим они создают себе конкурентное преимущество, которое выгодно отличает их в глазах клиентов и партнеров.

Обучать персонал хорошим деловым манерам необходимо на всех уровнях иерархии в компании. Бесполезно обучать только руководителей и предполагать, что они после семинара-тренинга придут на рабочее место и передадут новые знания подчиненным.

Иван Арцишевский

Журнал «Клуб 33,6 миллионов» №6, 2010

Метки: ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.