Новый Статус - блог Ивана Арцишевского

О «внутренней» и «внешней» культуре

человек держит перед собой рамкуИнтервью И.С. Арцишевского журналу «Домашний очаг» 2011

1. По роду своей профессиональной деятельности Вы сталкивались с чиновниками, дипломатами, государственными деятелями. Многие из них происхождение имели не самое аристократическое. С какими проблемами в их поведении Вам приходилось сталкиваться чаще всег, и что требовало наибольшей работы? Что требовалось исправлять долго и упорно?  

2. А обычным людям, живущим в нашем времени и в нашей стране, не входящим в государственный аппарат, каких навыков этикета, на Ваш взгляд, не хватает сильнее всего? Если вообразить ситуацию, что вам дали задачу научить этикету всех поголовно — с чего бы вы начинали?

Не стоит разделять людей на «обычных» и «не обычных» по роду занятий или происхождению, все мы живем в одной стране и дышим одним и тем же воздухом. И чиновники, и представители политических партий, и государственные деятели происходят из той же самой советской среды, что и все остальные. Впрочем, дипломатов по роду службы обучают протоколу и дипломатическому этикету.

И нам всем, живущим в наше время и в нашей стране, больше всего не хватает уважения – и к себе, и к окружающим. Человек, не уважающий себя, не имеющий чувства собственного достоинства (не путать с чванством, спесью и самодовольством), не может и уважительно обращаться с другими.

В 20-х годах прошлого века этикет был отменен, как буржуазный пережиток, были отвергнуты церемонии – и общение стало подчеркнуто бесцеремонным, неуважительным, грубым. Отсутствие хороших манер даже доказывало «классовую чистоту». Впоследствии человеку десятилетия внушали, что сам по себе он никто, винтик в огромной махине государства, причем незаменимых винтиков, как мы помним, не было.

Конечно, постепенно правила хорошего тона стали возвращаться, но основы сильно пострадали. Вместе со всем «буржуазным» были уничтожены отшлифованные веками правила этикета, культура общения, в основе которой лежало уважение, приветливость и почтительное обхождение с каждым. Поэтому наш курс мы всегда начинаем с «главного правила этикета»: уважайте достоинство другого человека.

Правила хорошего тона также предполагают умение управлять своими эмоциями, скрывать дурное настроение (умение «властвовать собой»), вести себя корректно и быть внимательным к окружающим. Поэтому второе, чего прискорбно часто не хватает нашему человеку – это сдержанности и корректности в обращении. Впрочем, нежелание и неумение сдерживать себя – это тоже проявление неуважения…

А если бы пришлось обучать этикету всех поголовно, первое, что нужно было бы сделать – это показать удобство, полезность и необходимость этикета.

3. Сталкиваясь с невоспитанностью и хамством, как Вы реагируете? Что Вас шокирует, а что радует в манерах окружающих вас людей на улицах, в магазинах, в ресторанах?

Ну как можно противостоять хаму? Разумеется, не уподобляясь ему. Вести себя сдержанно и с достоинством – единственный способ борьбы с трамвайным хамом. С хамством в сфере обслуживания, в государственных учреждениях следует бороться с помощью жалоб в вышестоящие инстанции. В наше время этикет становится экономической категорией, недостаток хороших манер сотрудников снижает привлекательность фирмы для клиентов, соответственно, снижается прибыль. Западные фирмы ежегодно тратят огромные деньги на обучение персонала правилам хорошего тона. Таким образом, те компании, в которых не соблюдается этикет, теряют очень многое, а там, где он есть –  выше производительность и лучше результаты. Деловые люди знают: хорошие манеры экономически выгодны.

А если говорить о манерах окружающих, меня не столько шокирует, сколько привычно удивляет агрессивность моих соотечественников… Агрессивность и культ силы (неважно – физической или финансовой) – вот что больше всего отличает нашего человека от доброжелательного, вежливого и спокойного европейца.

Но одновременно не может не радовать огромное количество людей, сознающих пробелы в своих знаниях о культуре общения и обращающихся к нам для обучения этикету.

4. Что для Вас является первым и главным показателем воспитанного человека? Почему?

Не скажу ничего нового – это, опять же, уважение к себе и окружающим.

Но здесь необходимо уточнить вот что: мы все неоднократно сталкивались с такой формулой: «обращайся с людьми так, как хотел бы, чтобы они обращались с тобой». Эта формула верна, когда мы рассматриваем проблемы этики (то есть «содержания» поведения), но далеко не всегда пригодна для этикета, который представляет собой «форму», «оболочку» поведения.     

Дело в том, что манеры одного человека, несмотря на хорошее отношение, могут быть неприемлемыми для другого. Если один человек изъясняется исключительно матом, прилюдно чешется и плюет на пол – он не видит в этом ничего плохого, и его устраивает такое же обращение с собой. Однако собеседнику это может категорически не нравиться.

Поэтому уточним сказанное выше: главное свойство воспитанного человека – это уважение к себе и к окружающим, проявленное приемлемым для собеседника способом. 

5. Что такое, на Ваш взгляд «внутренняя культура», о которой часто говорят, и как она выражается во «внешней культуре»? Как Вы относитесь к людям, которые в поведении часто проявляют грубость, резкость, не владеют этикетом — но при этом «добрые внутри», умеют сочувствовать и сопереживать, помогают ближним и т.д.?

К внешней культуре мы относим то, что обычно называют имиджем – это и внешний вид человека, и его речь, походка, жесты, манеры, одним словом то, с помощью чего человек подает себя окружающим.

Внутренней культурой мы назовем нравственную культуру и самостоятельность мышления. Духовность – еще одна необходимая составляющая внутренней культуры. Основной смысл духовности – быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода, нравственность и гуманизм — вот ядро духовности.

Внутренняя культура – это основа интеллигентности, она облагораживает внешнюю культуру человека.

Конечно, первое впечатление может оказаться обманчивым, и за внешним дружелюбием, утонченными манерами и безукоризненным внешним видом может скрываться циник и негодяй. Точно так же человек, не обладающий внешней культурой, может иметь богатый внутренний мир и высокие человеческие качества. Эту проблему стоит рассматривать в двух аспектах – деловые, профессиональные отношения и светские, общечеловеческие.

В деловых отношениях внешняя культура необходима. Этикет давно уже считается экономической категорией, его несоблюдение может поставить под удар карьеру, сорвать сделку, испортить партнерские отношения. Если человек хороший профессионал, обладает высокой мерой ответственности и внешней культурой – его человеческие качества и богатый духовный мир для деловых отношений значения не имеют.

Внутренняя культура имеет первостепенное значение во всех остальных сферах жизни.

6. Возможно ли «сделать» интеллигентного человека, если в семье не были привиты навыки  поведения, или возможно лишь научить некоторым приемам, которые человек будет выполнять механически? И вообще, насколько происхождение важно для умения себя вести?

Начнем с определения – а что такое интеллигентность? Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» писал, что интеллигентность – это способность к пониманию, восприятию, терпимое отношение к миру и людям.

Классический, так называемый «чеховский» тип русского интеллигента появился в 60-х годах XIX века. Это был интеллектуал, который стремился к нравственному переустройству мира, человек с обостренным чувством совести.

О советской интеллигенции точнее всех сказал Александр Солженицын  в «Архипелаге ГУЛАГ»: «В Советском Союзе это слово [интеллигенция] приобрело совершенно извращенный смысл. К интеллигенции стали относить всех, кто не работает (и боится работать) руками. Сюда попали все партийные, государственные, военные и профсоюзные бюрократы. Все бухгалтеры и счетоводы — механические рабы Дебета. Все канцелярские служащие. С тем большей легкостью причисляют сюда всех учителей (и тех, кто не более, как говорящий учебник, и не имеет ни самостоятельных знаний, ни самостоятельного взгляда на воспитание). Всех врачей (и тех, кто способен только петлять пером по истории болезни). И уж безо всякого колебания относят сюда всех, кто только ходит около редакций, издательств, кинофабрик, филармоний, не говоря уж о тех, кто публикуется, снимает фильмы или водит смычком.

А между тем ни по одному из этих признаков человек не может быть зачислен в интеллигенцию. Если мы не хотим потерять это понятие, мы не должны его разменивать. Интеллигент не определяется профессиональной принадлежностью и родом занятий. Хорошее воспитание и хорошая семья тоже еще не обязательно выращивают интеллигента. Интеллигент — это тот, чьи интересы и воля к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны, не понуждаемы внешними обстоятельствами и даже вопреки им. Интеллигент — это тот, чья мысль не подражательна».

Начиная с поколения «шестидесятников», все большее и большее число людей возвращались к идеалам и образу мыслей дореволюционной интеллигенции. В понятие «интеллигентный человек» снова стало входить свободомыслие и оппозиционность по отношению к государственной власти, образованность и широта взглядов, внешняя и внутренняя культура. В наше время нередко можно встретить утверждение, что в условиях «дикого капитализма» «старому русскому интеллигенту» места нет. К сожалению, чаще всего в нашей стране мы наблюдаем что-то одно: либо жизненный и финансовый успех, либо внутренняя культура.

Сейчас понятия «интеллигентность» и «интеллигенция» считаются разноплановыми.  Первое говорит об определенных внутренних качествах человека, таких, как высокий уровень культуры, ощущение ее ценности, надежность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности. Второе – о полученном образовании и социальном положении (профессия связана с умственным трудом – инженер, врач, ученый, художник, писатель).

В истории России интеллигенция всегда занимала положение неформального лидера.

Можно ли «сделать» человека интеллигентным? Учить, учить и учить. Конечно, многое зависит от среды, в которой человек вырос (в формировании интеллигентности важнейшую роль играет социальный микроклимат, создаваемый семьей и ближайшим окружением), но стремление к расширению кругозора, самостоятельность мышления и терпимое, доброжелательное отношение к окружающим – вот основа характера интеллигентного человека.

Но еще мне кажется, что никакое воспитание не принесет плодов без напряженной работы ума и сердца – то есть без самовоспитания. Самовоспитание – это трудный и непрерывный процесс, особенно при неблагоприятных условиях. Однако в этом нет ничего невозможного: А.П. Чехов, И.Е. Репин, A.M. Горький – интеллигентные люди «в первом поколении».

7. Вы родились и выросли в дворянской семье, с древними корнями. Сохранялись ли у Вас в семье, при всех перипетиях, какие-то традиции, прививающие умение себя вести? Какие стороны семейной жизни оказали на Вас самое сильное влияние? Как Вы считаете — к чему Вас обязывает дворянское происхождение?

Начну с последнего вопроса, так как его задают очень часто. Дворянское происхождение обязывает помнить и уважать своих предков. В нашей семье никогда не подчеркивалась принадлежность к древнему дворянскому роду, не говорилось об исключительности или особой ответственности за судьбы Родины. Но благодаря знанию истории нашей семьи, я всегда очень остро ощущал себя частью исторического потока.

Я вырос в Бразилии, в среде эмигрантов так называемой «первой волны». Все они были образованными людьми, носителями традиционной русской культуры. Но, с другой стороны, изучать русский язык я ходил к священнику русской православной церкви в Сан-Пауло, который научил меня писать с «ятями». Когда мама это увидела, она была в ужасе…

В нашей семье не было никаких особенных традиций, умение себя вести воспитывалось средой, в том числе и дома. Доброжелательное, уважительное отношение младших к старшим и старших к младшим было само собой разумеющимся.

Хотелось бы сказать еще вот о чем: не стоит так идеализировать дворянскую среду, она могла быть самой разнообразной. Например, мелкопоместное дворянство, описанное Гоголем в «Мертвых душах», тоже было дворянством. Однако ни о какой внутренней или внешней культуре, образованности или широте взглядов и речи быть не может.

 8. Общаясь с членами семьи Романовых — что Вы можете сказать о людях, сегодня входящих в этот клан? Особенно интересно узнать о молодых представителях семьи — умеют ли они вести себя на высоком уровне, воспитаны ли они в традициях русского дворянства? Есть ли в их манерах поведения особенности, отличительные черты?

Все члены семьи Романовых – люди высокообразованные, прекрасно воспитанные, старшее поколение говорит на классическом русском языке, который мы уже начали забывать. Но никто из их детей и внуков по-русски уже не говорит.

Главу Ассоциации членов семьи Романовых Николая Романовича и его брата Дмитрия Романовича воспитывали, в основном, бабушки – русские принцессы. Это было, скорее, аристократическое, нежели дворянское воспитание.

Метки: ,

Курсы этикета Ивана Арцишевского
Подробнее можно узнать здесь...

Напишите, пожалуйста, Ваш комментарий.